Во Всеволожском районе убили главного архитектора района Эдуарда Акопяна. 25 лет его работы на этой должности закончились выстрелом наемника в затылок. Это случилось в восемь вечера 29 января на Колтушском шоссе. Годы в престижном для знати районе ничего не двигалось без него. Оперативники уже на месте происшествия говорят о мотивах – земельных конфликтах. Теперь полиция может устроить в районе большие перемены.
 
Как обычно, в семь вечера во вторник, 29 января, 51-летний Эдуард Акопян вышел из здания администрации Всеволожского района. Его ждал товарищ на "Мерседесе GL". В 19:15 Акопян подъехал к своей супруге в офис ее частной компании "Всевсад", расположенный в том же Всеволожске на втором этаже дома 184 по Колтушскому шоссе. Знакомый уехал.
 
Около 20:00 Акопян вышел от жены и направился к ее припаркованному у здания "Мерседесу  ML350". В этот момент работники предприятия услышали сильный хлопок. Через окно они увидели лежащего на земле Акопяна. Подбежав, поняли, что его не спасти. Пулевое ранение в затылок. Акопян скончался сразу по приезду "Скорой помощи" в Центральную больницу Всеволожского района.
 
Судя по всему, стрелок бил практически в упор. Хладнокровно, без суеты, один выстрел и наверняка.
 
Вечный Акопян
 
Эдуард Акопян занял пост архитектора Всеволожского района еще в 1987 году. Тогда он был, по словам совсем уж старожилов, "молодой ничем не примечательный пацан". За четверть века он пережил шестерых руководителей района. Своего рода всеволожский нарком Анастас Микоян, начавший свою карьеру при Ленине и, закончивший при Брежневе.
 
Сначала руководители Акопяна именовались председателями совета народных депутатов  (Евгений Глебов, Станислав Ковалёв, Геннадий Добров), затем – главами администраций. Первым стал Николай Уласевич, затем районом руководил Геннадий Добров, которого осудили за помощь предприятию "Русский Дизель" Александра Сабадаша. После Доброва начальником Акопяна был небезызвестный Игорь Самохин. На его место пришёл нынешний глава администрации Александр Соболенко, ныне находящийся под судом.
 
- Как ты умудряешься ходить под дождем и не мокнуть? – как-то спросили в ЦК партии Микояна.
 
- А я от капель уворачиваюсь, – ответил он.
 
Друзья Акопяна
 
Его друзьями и не только на словах были все – от важных чиновников от архитектуры Петербурга, с которыми он работал еще студентом в стройотряде, до ректоров ВУЗов. Всеволожск – важнее петербургской рублевки в Комарово. Там небожители – те, кто наезжает из Москвы. Всеволожск – это "коммунальная квартира" деловых людей Петербурга – от депутатов до мультимиллионеров. Все со связями, все при регалиях.
 
Фамилию Акопяна знали получше, чем имена глав районов - без него ничего и никуда не двигалось. Реконструкция, землепользование, землеотчуждение, строительство – все через него. Он сам выстроил такие правила. И у властей всех рангов такая позиция находила полное взаимопонимание. Так, например, в позапрошлом году глава администрации Всеволожского района Александр Соболенко, по слухам, в честь дня рождения Акопяна выстроил небольшой фонтан из шампанского.
 
Экономия Акопяна
 
Лично у Акопяна мало что было сэкономлено за 25 лет службы. Все, что на нем зарегистрировано в прошлом – это ВАЗ-21093.
 
Судя по официальной декларации о доходах, в его собственности находился один жилой дом площадью 130 квадратных метров, один недостроенный дом 100 кв метров, один земельный участок 100 кв метров.
 
А жена Неонила и брат Игорь могли себе позволить буржуазные ценности: "Крайслеры", "Лексусы", "Мерседесы", недурные дома во Всеволожске. Они коммерсанты. Супруга успешно занималась частным бизнесом, связанным с озеленением престижных участков. 
На супругу записано 5 земельных участка площадью 131 тысяча квадратных метров в России, один земельный участок площадью 3550 квадратных метров в Финляндии, два дома в России (105 и 130 кв м), один дом в Финляндиии (152 кв м), один дом в Испании (124 кв м).
 
Да и младший брат Игорь имел интересы в земельной сфере.
 
Земля Акопяна
 
Правда, последнее время правоохранительные органы все чаще стали смотреть в сторону элитной всеволожской земли. Так, по информации 47News, Управление экономической безопасности уже полгода изучает прошлое серьезных кусков, начиная с Левашовского полигона в 700 гектар, заканчивая продажей желаемых наделов для обеспеченных людей.
С другой стороны, еще в ноябре прошлого года Акопян в доверительных разговорах упоминал о предложении губернатора Александра Дрозденко, который, с его слов, хотел повысить всеволожского чиновника до главного архитектора области либо до председателя комитета по архитектуре и градостроительству правительства Ленобласти.
 
Блогеры 47News коротко так охарактеризовали Акопяна: "У многих возникало не раз ощущение, что хозяин в районе не Самохин, не Соболенко, не даже Сердюков или Дрозденко, а Акопян…".
 
Естественно, не обходилось без скандалов, в последнее время они обострились – города и посёлки в срочном порядке должны были принять градостроительные планы и правила землепользования и застройки (ПЗЗ).
 
Один из самых ярких конфликтов – утверждение ПЗЗ города Всеволожск, превратившееся в политическое противостояние. Районная администрация (Акопян поддерживал в этом вопросе Александра Соболенко) заявляла, что застраивать город многоэтажками невозможно и надо сохранять архитектурный облик. Городская администрация в лице Сергея Гармаша говорила о необходимости развивать территорию посредством строительства. Первые победили.
 
Аналогичные битвы наблюдались практически во всех поселениях Всеволожского района – в поселке Стеклянный, Токсово, Куйвози, Колтушах.
 
Оппоненты критиковали Акопяна за отсутствие четкой градостроительной политики района. Помимо этого, обвиняли Акопяна и в более частных "преступлениях". Так, совсем недавно на всеволожских форумах была распространена информация о том, что якобы Акопян заставил жену своего друга переписать дом во Всеволожске на его приятельниц. С тех пор якобы женщина с малолетними детьми осталась без места жительства.
 
Прошлое сделок порой скандально. Так, ни для кого не секрет, что многие участки получались еще в 70-х годах и некоторые из них стоят запущенные, с небольшими садовыми домиками в виду того, что наследники не имеют средств для возведения домов с мезонином. Порой к ним приходили странные люди, представлявшиеся от имени некоего гангстера Фролова и настоятельно требовали продажи. Когда ему отказывали,  дом сгорал. После чего строиться заново было уже  трудно – получить разрешение становилось целой историей, а владеть пепелищем без свидетельства также нельзя по праву.
 
Эпоха Акопяна
 
Блогеры 47News окрестили Акопяна "сапожником с сапогами". Мнения наших собеседников в администрации Всеволожского района, правительстве области, среди  высокопоставленных владельцев особняков в самом Всеволожске разные. Кто говорит о спеце высшего класса, кто о том, что такой финал им понятен.
 
Как бы там ни было, но для Всеволожского района Акопян – это эпоха. Теперь все буде не лучше и не хуже, а принципиально по- иному.
 
Пока же оперативникам отдела "заказных" убийств Управления уголовного розыска ГУ МВД не до философии. Они уже провели обыск в рабочем кабинете убитого и уверены, что искать надо не женщину, а жирные участки земли. Детективам из "убойного" нужен стрелок и тот, кто ему заплатил, а вот Управлению экономической безопасности и противодействию коррупции, как раз важны документы на собственность.
 
Евгений Вышенков, Юлия Гильмшина, 47News