До конца 2013 года в Ленинградской области построят три автовокзальных комплекса — в Луге, Киришах и Кингисеппе. Новым в будущих автовокзалах обещает быть всё — от логистики до "единого окна" предоставления государственных услуг.

Чиновники утверждают, что это новый шаг в развитии областных городов и автобусной инфраструктуры. Скептики – что обыкновенный разовый проект, направленный на извлечение прибыли.

Синхронное "плавание"

Пока рано рассчитывать, что автобусное сообщение в России ждут качественные изменения. Однако различные источники пусть неуверенно, но сообщают — переменам быть, и вопросом занимаются даже на федеральном уровне.

Концепцией обновления лица любого города — автовокзалами — в стране не интересовались лет двадцать. Практически все автобусные станции сегодня — рудименты давно ушедшей эпохи. Помимо собственно зданий вокзалов, ещё одна болевая точка — автобусная логистика. В каждом регионе существуют десятки разобщённых центров, которые почти никак друг с другом не связаны, не говоря уже о межобластном уровне. Единой сети, как в авиаперевозках и железнодорожном транспорте, в автобусном сообщении как будто и не было.

Между тем, в советское время существовала единая система автобусных сообщений, и даже в глухом посёлке можно было составить план маршрута до нужной точки, а логистикой занимался отдельный НИИ. Такая же система успешно функционирует сегодня в Европе, Америке и Азии. Пассажир может прокладывать любой маршрут, бронировать билеты, планировать своё время.

Как стало известно 47News, в Москве уже разработана госпрограмма по синхронизации автобусного движения в стране и созданию удобных автовокзалов. Главная причина, по которой процесс сдвинулся с мёртвой точки - предстоящая Олимпиада-2014 в Сочи и последующий за ней Чемпионат мира по футболу-2018. Как ожидается, через два года в движение придёт вся Россия.

Другая причина интереса к развитию автобусного транспорта — сокращение "нерентабельных" электричек на ряде направлений и, соответственно, необходимость более чёткой отладки автобусного сообщения. А ко всем ключевым транспортным точкам и требования безопасности применяются новые: они должны быть оснащены видеокамерами, огорожены защитными сетками, оборудованы шлагбаумами.

Ленобласть — Сочи

Как сообщили 47News в комитете по транспорту Ленинградской области, планируется, что на всех автовокзалах скоро будут установлены терминалы, через которые можно будет получить самую полную информацию о выбранном маршруте (например, как удобно добраться из районного центра Ленобласти в Сочи), а также приобрести билет. Будет "подогнано" расписание в соответствие с приведением всех рейсов в единую систему. Автовокзалы также ждут изменения: здесь должны быть созданы все условия для комфортного проведения времени пассажирами.

Ещё одним ноу-хау станет включение в вокзальные здания так называемых многофункциональных центров (МФЦ), где будут собраны представительства органов власти — начиная от социальной защиты и заканчивая поддержкой предпринимательства. Особым преимуществом такого центра станет работа в "одно окно", когда человеку не придётся бегать по инстанциям, а можно будет оформить всё разом у одного оператора. Планируется, что это значительно облегчит быт жителям райцентров и окрестных посёлков, которые смогут оформить любые документы не отходя, что называется, от кассы.

По поручению губернатора Дрозденко до конца 2013 года в Ленобласти должно быть создано минимум восемь таких МФЦ. Однако вовсе не обязательно, что они будут располагаться под одной крышей с автовокзалами — МФЦ могут открываться где угодно, лишь бы в центре города. О единой площадке с автовокзалами пока можно говорить лишь в упомянутых Луге, Киришах и Кингисеппе.

Вокзал на все руки

Где же будут располагаться эти чудеса отечественной инфраструктуры и когда пассажиры смогут воспользоваться их сказочными удобствами? Как выяснил 47News, процесс идёт ни шатко ни валко. В Ленобласти достигнута договорённость только по трём вокзалам. И то — появление их связано, скорее, с инициативой частного инвестора — ОАО "МРТК", который предложил интересные проекты.

"На сегодняшний день нами достигнуты соглашения о возведении вокзалов в Киришах, Кингисеппе и Луге, - рассказал 47News гендиректор компании Дмитрий Соколов. - Старые вокзалы пойдут под снос, их место на время займут модули. Запустить новые объекты мы планируем к концу 2013 года".

По словам руководителя компании, вокзалы будут возводиться по типовому принципу. Первый этаж — пересадочный узел с торговыми точками. Второй — рекреационная зона, кинотеатры, рестораны, спортклубы, парикмахерские, мотели. Третий — многофункциональный комплекс. В Киришах уже выкуплен земельный участок у администрации под строительство. В Луге автовокзал выкуплен с торгов за долги, идёт согласование земельного вопроса. В Кингисеппе также ведётся работа по согласованию. Площадь объекта в Киришах составит около 12 тыс. кв. метров, стоимость — 360-400 млн. рублей (из расчёта 30-35 тыс. рублей за квадратный метр). В Кингисеппе площадь вокзального комплекса будет до 10 тыс. кв. метров, в Луге — около 7 тыс. кв. метров.

Тройка счастливчиков

В комитете по транспорту Ленинградской области сообщают и о других новых автовокзалах, которые должны появиться в регионе (возможно, даже о десяти). Единственный на сегодня инвестор, в свою очередь, сообщил 47News, что ему удалось заключить соглашения только с администрациями трёх городов: в остальных просто нет необходимых участков для возведения комплексов.

Прежние (то есть, существующие) вокзалы почти сплошь убыточны. Новые обещают приносить именно прибыль. Инициатива со стороны частного бизнеса существует. Региональная и местная власть, к сожалению, не проявляет ответного интереса. Между тем, речь идёт далеко не о будничной бизнес-программе. И поэтому спрос с местной власти здесь особенно жёсткий: что мешает ей форсировать процесс и привлекать инвесторов?

Сергей Прудников,
47News