На Ленинградскую область может свалиться невиданное и нежданное богатство — дополнительные 10 миллиардов рублей в виде ежегодных доходов в региональный бюджет. На эти деньги власти обещают построить детские сады, отремонтировать дороги и создать коммунальные блага в приграничных районах. Чиновники утверждают: до сей поры жители области "обворовывали" сами себя, поскольку слишком многие работают в Петербурге и туда же платят подоходный налог.

Новый губернатор Московской области Сергей Шойгу высказал федеральным властям предложение, от которого, по всей видимости, они уже не смогут отказаться: в минувшую субботу он заявил, что многочисленные жители Подмосковья, работающие в Москве, должны платить налоги в области. "Хотелось бы, чтобы налоги платили по месту жительства. Потому что основная социальная нагрузка там, на область", — заявил он в интервью программе "Вести в субботу".

ВЕРНУТЬ НАЛОГ

Логично предположить, что подобная проблема стоит не только в Московской, но и в Ленинградской области. Ежедневно из Ленобласти в Санкт-Петербург ездят на работу порядка 270 тысяч человек, около 50 тысяч — из города в область. По данным областного комитета экономического развития и инвестиционной деятельности, петербуржскими тружениками являются 30% трудоспособного населения Гатчинского района, около 40% - Всеволожского района и более 50% - Кировского района. Понятно, что сейчас каждый из них платит 13% налог на доходы физических лиц (НДФЛ) в бюджет того региона, в котором работает - то есть, в казну Петербурга. При этом по закону 70% суммы поступает в бюджет субъекта, 30% – в муниципальные образования.

Но власти Ленобласти давно заявляют, что подобная практика, сформированная еще в 90-х годах, себя изжила, и настало время ее менять. «Область, немало жителей которой работают в городе, а социальные и другие услуги получают поблизости от дома, в областных учреждениях, несет существенные бюджетные потери. Необходимо совершенствовать налоговую систему, особенно в том, что касается бюджетов муниципальных образований первого уровня», - заявлял еще четыре года назад губернатор Валерий Сердюков.

Его поддерживают и законодатели. «У нас искаженное восприятие подоходного налога, в отличие от той же Европы. По закону, подоходный налог должен быть возвращен человеку государством в виде права на достойное образование, здравоохранение, нормальное жилье. На практике получается, что государство должно вернуть налог, но не может, поскольку человек заплатил деньги в казну другого субъекта», - выразил свое мнение корреспонденту 47News спикер областного парламента Александр Худилайнен.

 

ОДНИМ МАХОМ

О каких конкретно суммах бюджетных поступлений идет речь, сказать трудно. По словам Александра Худилайнена, бюджет 47-го региона недополучает порядка 8-9 миллиардов рублей. По данным же председателя постоянной комиссии по бюджетам и налогам Евгения Петелина, речь идет приблизительно о 6,7 млрд рублей (9,2 млрд руб. платят в бюджет Петербурга областные жители, 2,7 — петербуржцы в бюджет области).

«Это примерно десятая часть всего бюджета Ленобласти. Только представьте: если этот налог будет уплачиваться в бюджет региона, то за один год мы сможем решить проблему детских садов, сколько дорог мы сможем отремонтировать и построить на эти деньги!» - рассказывает Худилайнен.

«Человек вынужден испытывать неудобства, когда ему надо уезжать в другой город на заработки. Он приезжает к себе домой и хочет, чтобы для его детей в его городе были построены детсады и школы, чтобы дом был отремонтирован как полагается, чтобы скорая помощь приезжала вовремя. Как законодатели мы понимаем, что проблема лежит в бюрократической плоскости. Если бы к нам поступал этот налог, многие проблемы были бы решены», - считает Евгений Петелин.

 

ПРИГРАНИЧНЫЕ ПРОБЛЕМЫ

Парламентарии также полагают, что столь весомая прибавка в бюджет позволит в какой-то мере исправить сложную ситуацию с инфраструктурой в приграничных районах Ленобласти. «Мы рассматривали недавно проблему Кудрово, жители которого ездят на работу в Петербург, в то же время испытывают неудобства в связи с отсутствием инфраструктуры у себя в районе. Если бы они платили НДФЛ в местный бюджет, то вопрос с инфраструктурой не стоял бы так остро», - приводит пример Евгений Петелин.

«В случае изменения схемы уплаты подоходного налога, доходов будет больше именно у тех районов, жители которых ездят на заработки в Петербург: Гатчинского, Кировского, Всеволожского, Тосненского. Следовательно, больше средств можно будет направлять на благоустройство, озеленение, можно будет вкладывать в медицинское обслуживание, детские сады и все остальное. А то откуда в области деньги на все это?», - задается вопросом председатель комиссии по государственному, административно-территориальному устройству и местному самоуправлению Юрий Соколов.

 

ИЗМЕНИТЬ КОДЕКС

Для того, чтобы изменить ситуацию, необходимо внести поправки в статью 226 части второй Налогового кодекса РФ, которая определяет правила отчисления НДФЛ. Надо сказать, что вопрос изменения налогового законодательства поднимался еще в 90-х годах - в том числе и властями Ленобласти, а с 2003 года парламенты различных субъектов (Владимирской, Ленинградской, Калужской областей, республики Башкортостан) инициировали внесение поправок в закон. Против этих поправок выступало Министерство финансов, которое объясняло свою позицию тем, что взыскивать налоги по месту жительства будет затруднительно, поскольку многие россияне фактически проживают не там, где зарегистрированы.

Очевидно, что против принятия поправок к налоговому кодексу могут выступать представители мегаполисов, бюджет которых сократится ровно настолько, насколько пополнится казна соседнего региона. Руководители крупных городов могут возмутиться уже по другому поводу – почему приезжающие к ним работники пользуются инфраструктурой, не вкладывая в ее создание. Эта причина может стать более веской на пути к принятию поправок, чем нежелание Минфина менять существующую схему.

В последний раз в Государственную Думу законопроект был подан на рассмотрение в 2011 году. В нем предлагается зачислять подоходный налог по месту регистрации налогоплательщиков, что, по мнению законотворцев, «позволило бы равномерно распределять налоговые поступления, забирая часть налоговых доходов из территорий, финансово вполне обеспеченных, на территории, где не хватает ресурсов на расходные полномочия муниципалитетов».

В правительстве РФ законопроект был воспринят без энтузиазма. Основная проблема, по мнению федеральных чиновников, состоит в том, что законопроектом не предусматривается механизм: кто и куда должен в случае принятия поправок перечислять средства. «Введение такого механизма и принятие законопроекта создаст дополнительную нагрузку на налоговых агентов, затруднит налоговое администрирование и налоговый контроль», - резюмируется в отзыве, подписанном зампредом правительства РФ Вячеславом Володиным.

Впрочем, недавно появилась надежда на изменение ситуации — стало известно, что законопроект будет рассмотрен еще раз госдумовским комитетом по бюджетам и налогам в мае этого года. Областные парламентарии надеются, что в связи с привлечением внимания к данной идее Сергеем Шойгу, законопроект будет сдвинут с мертвой точки. «Шойгу — популярная личность, надеюсь, к его словам в Госдуме прислушаются», - выразил мнение Петелин.

В том случае, если поправки к налоговому кодексу все же примут в текущем году, то есть надежда, что бюджет Ленобласти следующего года пополнится кругленькой суммой. О том, на какие нужды депутаты собираются потратить эти деньги, жителям лучше запомнить уже сейчас, чтобы была возможность через год спросить - отчего деньги в Ленобласти есть, а дорог и инфраструктуры по-прежнему нет.

 

 

Юлия Гильмшина, 47News