Конфликт в транспортной отрасли может сильно сказаться на населении Ленинградской области. Областной УФАС пытается в суде добиться отмены действия одного из документов, на основании которого транспортный комитет работает последние шесть лет. В ведомстве же опасаются: отмена положения приведет к невозможности льготникам ездить по карточкам, а некоторые автобусные маршруты между Санкт-Петербургом и Ленинградской областью, могут и вовсе исчезнуть.

ПРАВО НА ТРУД

Управление федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области подало иск в арбитражный суд Санкт-Петербурга и Ленинградской области о нарушении антимонопольного законодательства одним из постановлений правительства 47 региона. Речь идет о «положении об организации транспортного обслуживания населения автомобильным транспортом в пригородном и межмуниципальном сообщении в Ленобласти». Судебное заседание запланировано на 9 февраля 2012 года.

В заявлении областного УФАС говорится о том, что документ «противоречит нормативным актам, а также создает необоснованные препятствия для осуществления предпринимательской деятельности». В частности, не устраивает УФАС то, что для осуществления межсубъектных перевозок из Санкт-Петербурга в Ленобласть и обратно компаниям необходимо участвовать в конкурсе. «Это условие ограничивает право на осуществление вида деятельности тех перевозчиков, которые приобрели его в силу выполнения требований федерального законодательства в отношении маршрутов, которые не являются предметом регулирования законодательства субъектов РФ», - говорится в заявлении.

Кроме того, волнует антимонопольное ведомство и тот факт, что после проведения конкурса прекратится деятельность иных перевозчиков, имеющих на это разрешение, «несмотря на то, что оснований для лишения лицензий либо паспорта маршрутов не имеется».

Еще один вопрос, по которому разошлись чиновники — термины и понятия. Дело в том, что комитет по транспорту именует маршруты между Петербургом и Ленобластью, в том числе имеющих продолжительность более 50 километров, пригородными. В УФАС же считают, что это нарушает права пассажиров, потому что по сути эти маршруты являются междугородными, и продажа билетов на них должна осуществляться не менее чем за 10 дней.

БОЛЬШЕ АВТОБУСОВ, МЕНЬШЕ МАРШРУТОВ

В комитете по транспорту и транспортной инфраструктуре Ленинградской области весьма обеспокоены наличием данного иска и считают позицию УФАС неконструктивной. Как рассказал корреспонденту 47News глава ведомства Николай Янченко, удивление вызывает тот факт, что само по себе положение действует на протяжении шести лет, и по большому счету никаких претензий к документу ни у кого никогда не было.

«Иск антимонопольщиков можно назвать демаршем, который явно связан с защитой интересов перевозчиков или группы перевозчиков, которые участвовали в конкурсе на право пассажирских перевозок, но не выиграли его. Непонятно, зачем в преддверии политической весны расшатывать столь серьезную ситуацию. Мы верим в здравомыслие суда», - прокомментировал Янченко.

По его словам, в случае, если суд встанет на сторону УФАС, признает положение антимонопольным и примет решение его отменить, пострадает прежде всего население региона. Так, если не будет действовать данное положение, то компании-перевозчики, желающие возить людей из Санкт-Петербурга в Ленобласть и обратно, будут работать на основании так называемого уведомительного порядка. В результате комитет практически лишится права каким-либо образом контролировать их. «В конкурсе, к примеру, прописывались четкие обязанности компаний, претендующих на перевозку граждан: оборудование автобусов системой ГЛОНАСС, техническое состояние автопарка, наличие ремней безопасности и многое другое. Если перевозчики будут работать в заявительном порядке, то есть по принципу «сел и поехал», то они могут все эти требования не выполнять», - беспокоится глава комитета.

Некоторые же маршруты могут вовсе исчезнуть. В соответствии с условиями конкурса, перевозчики обязаны работать в обязательном порядке, в том числе, и на заведомо убыточных маршрутах. «Может оказаться так, что в один район, к примеру, Всеволожский, найдутся желающие возить, а в другой, Бокситогорский, никто не захочет возить. И тогда люди окажутся без транспортного сообщения», - возмущен он.

Помимо всего прочего, льготники могут лишиться возможности ездить из региона в регион. «Сейчас действует такой принцип: с компаниями заключается договор, в соответствии с которым из бюджета им возвращаются средства за перевоз на социальных маршрутах льготников, которых, в регионе, к слову, насчитывается порядка 400 тысяч человек. Если этот договор заключен не будет, то компенсаций никаких перевозчикам также не будет, соответственно, возить льготников никто не захочет», - считает Янченко.

ЯБЛОКО РАЗДОРА

Впрочем, глава областного УФАС Вадим Владимиров заверил корреспондента 47News в том, что все будет в порядке: «этих последствий, которые вы перечислили, никогда не будет, на то и есть власть в Ленинградской области. Но мы хотим, чтобы все было по закону, и добьемся этого».

Наблюдатели полагают, что судебный иск — прямое продолжение конфликтной ситуации, которая возникла между городскими автоперевозчиками и областным комитетом по транспорту. Напомним, «яблоко раздора» - конкурс на право заключения договора на оказание услуг по перевозке населения автомобильным транспортом общего пользования в пригородном сообщении в 2012-2017 годах. Так, «Ассоциация перевозчиков пассажиров» подала заявления в различные инстанции о признании конкурса не действительным. В комитете по транспорту же считают, что петербургским перевозчикам показались невыполнимыми требования о закупке новых автобусов. К конфликту подключился и областной УФАС, который вынес предписание в отношении областного комитета, проводившего конкурс. Судебные споры по-прежнему продолжаются.

К чему приведет данный конфликт, мы сможем узнать уже буквально через месяц. 47News будет следить за развитием событий.

Юлия Гильмшина,
47News