Несмотря на второй год санкций, морские терминалы Ленобласти и Петербурга, работающие с углеводородами, не рухнули, а некоторые даже растут. Есть одно исключение в Усть-Луге.

С начала года специализированные перевалочные комплексы в морских портах Ленинградской области и Санкт-Петербурга снизили работу с нефтью и нефтепродуктами, но увеличили отправки сжиженного газа.

Стратегические точки выхода углеводородов из России всегда были местами особого внимания. Сегодня к таким предприятиям интерес ещё больше. Причины понятны. Уже были попытки атак беспилотниками морских терминалов, отправляющих танкеры с нефтепродуктами из Усть-Луги и Петербурга. Следом в том же контексте прозвучали тыловые названия — нефтебазы "Ручьи" под Всеволожском и нефтеперерабатываюшего предприятия КИНЕФ под Киришами.

Нефть

Что касается непосредственно нефти, то по итогам января-февраля её за рубеж из российских портов Финского залива было отправлено 12,9 млн тонн. Это на полмиллиона тонн или на 3,7% меньше, чем за аналогичный период прошлого года. Точки выхода две. ООО "Приморский торговый порт" (контролируется государственной "Транснефтью") в Приморске перевалило 7,4 млн тонн нефти (-3,9%), а ООО "Невская трубопроводная компания" — конечная точка трубопровода БТС-2 — 5,4 млн тонн (-3,3%).

Нефтепродукты

В отличие от нефти нефтепродукты переваливаются не только в портах Ленинградской области, но в Большом порту Санкт-Петербурга. За два месяца 2024 года работа с этим грузом в Финском заливе снизилась с 12,6 млн тонн до 8,8 млн тонн. Визуальный источник спада — терминал "Усть-Луга Ойл" в порту Усть-Луга, который сбавил сразу на 4 млн.

Лидером в перевалке нефтепродуктов является ООО "Приморский торговый порт" — 3,8 млн тонн (+9,3%). В соседнем порту Высоцк ООО "РПК-Высоцк "Лукойл — II" сделал 1,6 млн тонн (-5,1%).

Атакованный украинским БПЛА терминал "НОВАТЭКа" смог нарастить перевалку на 7,2%, до почти 1,3 млн тонн. Другое усть-лужское ООО"Портэнергно" сработало в минус 12%. Через эти причалы прошло 0,6 млн тонн нефтепродуктов.

Итог двухмесячной работы АО "Петербургский нефтяной терминал" — 1,14 млн тонн (+3,4%). Так или иначе в петербургском порту с нефтепродуктами также работали ЗАО "Интерферрум-Металл" и ООО "Балтимор", но их показатели в общем объёме перевалки нефтепродуктов незначительны.

photo_2024-03-13_19-24-43.jpg

Сжиженный газ

Основные объёмы сжиженного газа пришлись на Высоцк. Здесь работает ООО "Газпром СПГ Портовая" — 275,5 тысячи тонн, а также ООО "Криогаз-Высоцк" — 132,2 тысячи тонн. На противоположном, южном, берегу Финского залива через ООО "Портэнерго" в Усть-Луге прошло 98,1 тысячи тонн газа. Таким за два месяца 2024 года терминалы Ленинградской области отправили более 0,5 млн тонн сжиженного газа.

Отметим, что с отправкой российских углеводородов связана и тема "тёмного флота". Она не нова в том смысле, что не увязана исключительно с отечественной повесткой. Задолго до антироссийских санкций танкеры из подозрительных реестров, принадлежащие не всегда понятным судовладельцам перевозили иранскую и венесуэльскую нефть. Судя по показателям работы терминалов Финского залива, высокорискованные, но и высокодоходные сделки с российской нефтью и нефтепродуктамми в обход ограничений, с использованием лазеек в регулировании международного судоходства, по-прежнему привлекают анонимных владельцев танкерного флота. Согласно устоявшейся в последние годы методологии, к танкеру "тёмного флота" относится судно, чей возраст превышает 15 лет, находящееся в анонимном владении или во владении лица, которое можно определить как номинала.

Напомним, что эмбарго на поставки российских нефтепродуктов (бензина, дизеля, керосина, нафты и мазута) в Евросоюз вступило 5 февраля 2023 года. Рынок является ключевым для России. На него приходилось более 42% продаж. А за два месяца до этого, 5 декабря 2022 года, вступило в силу эмбарго на поставки российской нефти в ЕС.