Завершена реорганизация, после которой должно было исчезнуть каждое пятое поселение Ленобласти. На ликвидацию через объединение согласились только те власти, кому нечего делить. Большинству до сентября не успеть, а губернатор и не просит.

В среду, 24 апреля, на заседании Законодательного Собрания начнётся и сразу закончится одна из самых обсуждаемых реформ в Ленинградской области — муниципальная. Депутаты примут три законопроекта, касающиеся девятнадцати муниципальных образований Волосовского, Бокситогорского и Лужского районов. И на пять лет тем самым поставят точку в идее приведения в порядок этой громадины.

Вкратце напомним, ровно два года назад губернатор Александр Дрозденко заговорил об изменении схемы управления муниципальными образованиями.  По его первоначальной задумке, к весне 2019 года из 217 поселений должно было остаться 180. Произойти это могло из-за объединения территорий, причём подразумевалось, что начнётся с городов, и крупные вроде Сертолово поглотят соседей попроще вроде Юкков. Отдельно оговаривалось, что количество депутатов сокращаться не будет. Как говорится, лишь бы не было зимы, как в Петербурге.

Судя же по представленным документам, муниципалы выбрали свой неповторимый путь.

Сильней всего изменения затронут Волосовский район, где из шестнадцати поселений останется семь. В нём объединятся Бегуницкое, Зимитицкое, Терпилицкое поселения, Большеврудское, Курское, Беседское, Каложицкое поселения, Калитинское и Кикеринское поселения, Клопицкое, Губаницкое, Сельцовское поселения, Рабитицкое, Изварское поселения. Из них появятся, соответственно, Бегуницкое, Большеврудское, Калитинское, Клопицкое, Рабитицкое поселения. Ещё два: город Волосово и Сабское поселение, останутся, как есть.

Совет депутатов в новоявленных муниципальных образованиях избирается по мажоритарной системе, в каждом — по десять депутатов. Если сегодня народных избранников здесь 160, то останется 68. В пояснительной записке к документу сказано, что территориальные преобразования нужны, прежде всего, из-за того, что на содержание органов местного самоуправления тратится больше денег, чем поселения зарабатывают. Притом кадры в администрациях остаются низко квалифицированными, и на всё это должны присылать деньги из района.

Судя по приложенным протоколам публичных слушаний, уговорить население было не сложно. Жителей Извар обнадёжили тем, что, раз у них нет собственного Дома культуры, они смогут посещать тот, что есть в Рабитицах. В Каложицах сообщили, что почти все сотрудники администрации — пенсионеры. Так что давно пора прикрыть такой орган власти. В Сельцах уверили, что аптека никуда не переедет.

На встречах с гражданами глава администрации Волосовского района Василий Рыжков говорил примерно одно и то же: доход укрупняемых поселений слишком мал, а эффективность управления низка, так что лучше избавиться от балласта в виде депутатов и служащих. Впрочем, с себя ответственность он зачем-то снимал, упирая на то, что решает не он, а Законодательное Собрание, а инициатива исходит от губернатора Дрозденко, задумавшего преобразования.

В беседе с журналистом 47news Василий Рыжков признался, что реализовать реформу его "заставила жизнь".

"В сегодняшних реалиях невозможно сформировать такой большой депутатский корпус, как у нас. Директора школ, бизнесмены не хотят себе дополнительную нагрузку, плюс сегодня всех трясут с декларациями. У нас не Всеволожский район, у нас делить нечего, да и полномочия по земле и стройке забрали. Так что я решил так: сделал один раз реформу и не надо дёргаться", - прокомментировал он.

Влияние губернатора на своё мышление Рыжков не отрицает, но замечает, что больше всего к укрупнению территории его сподвигла жизнь на грани выживания.

"У нас не хватает денег на зарплату администрации, дальше так жить с экономической точки зрения нецелесообразно. Сэкономим 30 миллионов, плюс губернатор пообещал выделить немного ещё, чтоб бюджет был больше, чем сейчас", - пояснил он.

- Может, лучше всех чохом сократить? - высказал мысль 47news.

- Всех не надо, но человек должен быть загружен работой. У поселений сегодня столько полномочий, что они всё равно ко мне ходят и просят денег. Это точно надо прекращать, - ответил он.

В Бокситогорском районе уничтожению через объединение подвергнутся Ефимовское, Климовское и Радогощенское поселения. Последнее известно тем, что в нём находится самая маленькая школа Ленобласти, где учится всего пять человек. Здесь из 27 депутатов останется 12, а центр расположится в Ефимовском. Таким образом, если сегодня в районе девять муниципальных образований, их станет семь.

"Непосредственной предпосылкой объединения является отсутствие кадров, способных квалифицированно работать, а также дефицит бюджетов, не позволяющих в полной мере осуществить полномочия", - сказано в пояснительной записке. Кроме того, там добавлено про высокий уровень расходов на содержание органов МСУ, превышение смертности над рождаемостью и чрезмерное количество пенсионеров. В полицию, школу и детский сад никто не хочет идти работать. Кадровые трудности наблюдаются и в местных администрациях, где есть элементарная нехватка людей с высшим образованием.

Глава администрации Бокситогорского района и по совместительству руководитель Ассоциации муниципальных образований Ленинградской области Сергей Мухин в беседе с 47news выразил уверенность, что на самом деле изначально идея укрупнения муниципальных образований пришла ему в голову, а все остальные уже подтянулись.

"Мы давно этим занимаемся, начали ещё до того, как губернатор провозгласил реформу. Считаю, что для нас это вынужденная мера, потому что слишком много расходов на аппарат. Будь моя воля, я бы вообще все поселения объединил, но это невозможно из-за города Пикалёво. Ему положены преференции из-за статуса моногорода, и там дело завязано, в том числе, на границах", - рассказал он.

По словам Мухина, законодательство даёт возможность изменить целостность муниципальных образований до 30 апреля 2019 года. Тогда в сентябрьские выборы уже войдут новые, укрупнённые муниципалитеты. Те же, кто не успеет (а уже никто не успеет), после выборов смогут повторить этот путь, но уже, так сказать, в частном порядке. Это повлечёт за собой и нервотрёпку, как это было шесть лет назад в Колтушах,  и автоматический роспуск задействованных парламентов, следовательно, и новый электоральный процесс. Как известно, день голосования в Ленобласти проходит успешно только в случае, если совмещён с общероссийским, а вот если где-то избирается совет и к нему приковано всеобщее внимание, партия власти стандартно проигрывает.

Межу тем, Мухин убеждён, что мерить его Бокситогорский и, к примеру, Всеволожский районы не следует.

"У них там борьба за власть, а у нас, вы, наверное, не поверите, ещё уговариваем стать главами поселений. Зарплату никто из депутатов не получает, но абы кого нам тоже не нужно. Выберем, кого попало, а вы потом будете писать — посадили, осудили. Так что никакого противодействия у нас не было. Наоборот, люди просили не сокращать депутатов и сотрудников администрации", - рассказал он.

- Зачем вообще эти депутаты нужны? - мимоходом вслух спросил он, добавив, что после выборов работа по укрупнению поселений продолжится.

Оценивая происходящее в целом, Мухин заметил, что сама по себе идея у губернатора была правильная, но он подошёл к ней слишком демократично.

"Губернатор ни на кого не давит, постоянно говорит, вы сами должны принимать решения. Я с ним согласен, не нужно к процессу радикально подходить", - сказал он.

Третий район, где прислушались к веяниям, исходящим с Суворовского,67 — это Лужский. Здесь в одно превратятся Оредежское и Тёсовское поселения. Из двадцати депутатов на два поселения останется десять, а центром станет Оредеж. В качестве обоснования указано всё то же самое: много денег тратится на содержание органов местного самоуправления, квалификация кадров низкая, умирает больше, чем рождается, пенсионеров больше, чем молодёжи, у сотрудников администрации толком нет специализированного образования. Впрочем, здесь этот шаг выглядит скорее косметическим, ведь всего в районе 25 поселений, и то, что их станет 24, вряд ли сильно изменит общую ситуацию.  

Глава администрации Всеволожского района Андрей Низовский подтвердил тезис товарищей из глубинки о том, что на его территории ни о какой муниципальной реформе накануне выборов речи идти не может. Летом здесь хотели провернуть объединение Щеглово и Всеволожска, но это не удалось, и с тех пор других попыток не было.

"Попробуйте сами у кого-нибудь из депутатов нашего района отобрать власть, посмотрю, что получится", - грустно объяснил он.

Вице-губернатор по внутренней политике Сергей Перминов подтвердил, что все районы, что хотели провести оптимизацию в этом электоральном цикле, это сделали.

"Речь не о том, что они не хотят. Мы получили от районов предложения, как, по их мнению, нужно провести реформу, но так, чтобы и власть не была далека от народа, и управляемость сохранилась. Все исходили из практической целесообразности, и у каждого появился свой вариант. В Лодейнопольском районе, к примеру, передали сложные полномочия с уровня поселений на районный. Подпорожский слишком большой, чтобы сокращать образования. У остальных нашлось другое видение. В целом же нам нечего оптимизировать, по показателю муниципального чиновника на душу населения наш регион один из последних. Некуда нам дальше сокращать", - сказал он.

Итого: после всех преобразований из 217 муниципальных образований осталось 205, а должно было сократиться до 180.

- Вам не кажется, что получился какой-то разброд и все делают, как придётся? - спросил автор Сергея Перминова.

- Не кажется. Есть восемнадцать семей и в каждой свои заморочки. Жизнь слишком многогранна, чтобы все следовали одному правилу.

 

Юлия Гильмшина,
47news