Девелопер, владеющий горнолыжным курортом "Красное озеро", требует от государства вложить в его стройку 100 миллионов. Это за то, что он не довёл ситуацию с дольщиками до катастрофы. Во Всеволожском районе и не такое бывало, но даже старожилы махинаций смущены.

Прецедент на строительном рынке может состояться 21 марта, когда Арбитражный суд по Санкт-Петербургу и Ленинградской области рассмотрит иск ЗАО "Полар" к администрации города Всеволожск. Единым махом местный бюджет рискует лишиться сразу ста миллионов рублей. Деньги налогоплательщиков могут уйти на оплату создания инфраструктуры для нужд частной компании.

Судя по официальным претензиям, уходит дело в 2006 год, когда ООО "Полар-инвест" выкупило на торгах участок площадью 2,2 Га в микрорайоне Южный города Всеволожск за 111 млн рублей. Вплоть до 2013 года, когда здесь запроектировали жилой комплекс с условным названием "Солнечный", земля переходила из рук в руки различным компаниям - "Троя" и "Полар", но все они подконтрольны одному человеку — Александру Гордину.

В договоре, по данным девелопера, был пункт, в соответствии с которым администрация Всеволожска обязалась обеспечить территорию инженерной инфраструктурой. Как минимум, провести сети и дороги к границам, то есть, если сравнивать с обычной квартирой, выполнить чистовую отделку. Это предусматривали положения Земельного кодекса и распространялись на случаи продажи объектов недвижимости, сбываемых на аукционе.

Сами по себе технические условия, о которых за давностью лет сегодня никто и не вспомнит, по каким-то причинам в договоре не прописали. Добиться точностей удалось лишь спустя два года после покупки и то — в части объемов теплоснабжения, электричества, водоснабжения, водоотведения и газоснабжения. Дальше, по мнению компании, было хуже. Мало того, что с участка пришлось удалять оставшиеся по наследству электросиловые и слаботочные сети, так ковш экскаватора ещё и упёрся в остатки финского производства железобетона.

В судебном заявлении сказано, что "Полар" вынужден был понести значительные расходы. В частности, проведение наружного газопровода обошлось в 5,7 млн рублей, замена насосов сетей водопровода  - 3,7 млн рублей, подключение к энергетическим ресурсам — 38,2 млн рублей, обеспечение теплоснабжения — 39,6 млн рублей, вынос систем водоснабжения — 2,7 млн рублей, демонтаж железобетона — 2,6 млн рублей. Всего — 92 млн 598 тысяч рублей. Ещё 7,7 млн рублей хотят взыскать из-за того, что компания понесла убытки из-за свалившихся на неё инженерных неприятностей.

Позиция же властей, также упомянутая в иске, сводится к следующему. Покупатель подписал акт приёмки объекта недвижимости и никаких замечаний в нём не высказал. Так что тратить ли дополнительные деньги на обустройство участка - было выбором личным, и государство за него ответственности не несёт.

В компании в ответ парируют дольщиками, замечая, что не будь инженерных сетей, не было бы вовремя сданного жилого комплекса. Заметим, на сайте фирмы сказано, что ввод в эксплуатацию последнего, третьего корпуса, состоялся 26 апреля 2018 года, а значит, покупатели всех 687 квартир получили свои ключи в срок. "В противном случае тысячи граждан-дольщиков остались бы без жилья, что привело бы к социальной катастрофе, а также убыткам. Иными словами, расходы застройщика не являются предпринимательским риском, а являются необходимой вынужденной мерой пресечения неблагоприятных последствий как для нас, так и для администрации", - заметили в "Полар".

В проектной декларации сказано, что инвестиции в объект должны были составить 1,3 млрд рублей. О прибыли там, естественно, не говорится, но, судя по данным информационной системы "СПАРК", дела у фирмы идут так себе. По крайней мере, убыток за 2017 год составил 1,4 млн рублей. В любом случае, по нынешним меркам сто миллионов — большая сумма, особенно для застройщика, портфель которого состоит из одного объекта. Тем более за последнее время мы видели немало сломанных судеб девелоперов, маленький крен в бизнесе которых в итоге топил их корабль, ведя ко дну всех, кто был на борту.

Владельца "Полар", 60-летнего Гордина, можно считать средней руки предпринимателем даже по петербургским меркам. В списке его владений — горнолыжный курорт "Красное озеро" в Коробицыно Приозерского района и ООО "Рим пластик", отвечающее за аренду нежилого имущества. На фотографиях в соцсетях можно заметить  увлечённость бизнесмена темой энергоэффективности, есть у него ООО "Энергонезависимость". Тем, кто уже начал завидовать, проясним: только эта цепочка дала убыток в 2017 году в 60 млн рублей. Тем более всё это не особо отразилось на наличии богатств в виде квартир — на всю семью, включая жену, двух дочерей и внучку, не более 205 квадратных метров.

photo_2019-02-04_23-00-26 (6).jpg скриншот с личной страницы Вконтакте
Александр Гордин в Вашингтоне

По контактному телефону ЗАО "Полар" услужливо соединили с юридической службой, сообщив, что шеф будет только на следующий день.

"Конечно, изначально компания понимала, какой земельный участок берёт. Но всё-таки нам обещали готовые технические условия, а в итоге мы должны были за свой счёт их проводить. Конечно, для нас сто миллионов — большая сумма и мы надеемся, что суд встанет на нашу сторону", - пояснила представитель компании Вера Сурганова.

Она тактично добавила, что не вправе рассуждать, что будет в случае проигрыша и отразится ли он на судьбе, скажем, курорта или других активах начальства.

Между тем, даже экс-глава администрации Всеволожска Сергей Гармаш до сих пор чрезвычайно удивлён тем договоренностям, что десятилетие назад перешли к нему.

"В Земельном кодексе, может, и есть пункт об обеспечении участка инженерными сетями. И это есть в договоре компании, с которой я долгое время разбирался. Но такие вещи максимум, где практикуются — в Петербурге, но уж никак не во Всеволожске. Времена, что вы описываете, относятся к руководству районом Игоря Самохина.  При мне подобных контрактов не подписывалось, я понимаю, что они невыполнимы", - заметил он.

Тем не менее, по словам бывшего муниципального служащего, он всячески пытался помогать компании.

"Хоть я лично договор купли-продажи не подписывал, делал, что мог. Дорогу мы им построили, технические условия старались побыстрее предоставить", - вспомнил он в беседе с 47news.

Также бывший сити-менеджер заметил, что названная сумма в сто миллионов вызывает у него явное подозрение, ведь "не могло быть так много". Для понимания: бюджет города Всеволожск, хоть полномочия по его исполнению перешли на районный уровень, составляет около 700 млн рублей.

Глава администрации Всеволожского района Андрей Низовский со свойственной ему решительностью настаивает, что описываемые договорённости довольно сомнительны.

"Акт приёма-передачи подписали, а теперь вспомнили, что нужно было тратиться на коммуникации? Я ещё понимаю насчёт выноса сетей, но ведь всё остальное не укладывается в голове. В суде мы до конца будем отстаивать своё мнение о том, что мы не должны оплачивать создание инфраструктуры. Сто миллионов — это половина расходов на содержание всех социальных объектов, садиков и школ, в год", - прокомментировал он.

Председатель Госстройнадзора Денис Горбунов не смог сразу вспомнить хоть один схожий случай, когда бы частная фирма требовала у государства возместить ей оплату инфраструктуры.

"Если и есть какие-то договорённости, то с ресурсоснабжающими организациями, а уж никак не с администрацией. Хотя неизвестно, кто и что обещал в 2006 году", - добавил он.

Насчёт последнего. Собеседники 47news напомнили, что во Всеволожском районе  бывает и такое, когда о земельном активе сначала договариваются, а закрепляют позиции путём встреч в суде.

Юлия Гильмшина,
47news