Откладывается начало работы единого регоператора по обращению с отходами в Ленобласти. А на федеральном уровне поняли, что с мусорной реформой надо плавнее.

Премьер-министр Дмитрий Медведев 18 декабря в подмосковной резиденции Горки провёл совещание, посвящённое предстоящей реформе обращения с твёрдыми коммунальными отходами. 

- Фактически нам предстоит с нуля создать целую отрасль по переработке отходов производства и потребления. ...Мы достаточно долго готовили предложения, искали гибкие механизмы участия в этом и региональных властей, и жителей. Именно в интересах последних будут осуществляться все преобразования, - сообщил Медведев собравшимся.

Госдума  же 18 декабря приняла в третьем чтении закон о переходном периоде начала работы единых региональных операторов. В случае если в каком-то из регионов его выбрать не получилось, субъект будет вправе временно продолжить работу с мусором по старым схемам.

С 1 января во всех регионах должны были заработать единые операторы по обращению с отходами. Но многие оказались не готовы. В связи с этим в законодательство были внесены правки - для Москвы, Петербурга и Севастополя срок продлён до 2022 года, а тем, кто выбрать регоператора не успел, дана возможность выбрать его в течение года без конкурса. В 47 регионе на роль регоператора выбрана "Управляющая компания по обращению с отходами в Ленинградской области", уже начавшая активно заключать договоры с населением.

В этот же день, 18 декабря, комиссия по экологии Законодательного собрания Ленобласти приняла решение обратиться к губернатору Александру Дрозденко с просьбой отложить начало работы единого регоператора региона до 1 октября следующего года. Для реализации предложения области необходимо подписать с оператором дополнительное соглашение. Инициатива исходила от депутата-коммуниста и председателя комиссии Николая Кузьмина и справедливоросса Александра Перминова. В мероприятии участвовал вице-губернатор Валерий Пикалёв, в чьей компетенции теперь  находятся вопросы, связанные с обращением с отходами. Он, как говорят, идею поддержал. Более того, настоял, чтобы срок был определён до октября, а не, как предлагалось первоначально, до апреля. Присутствовал также представитель областной прокуратуры.

По словам участников комиссии, есть несколько принципиальных позиций, из-за которых необходимо дать отсрочку. Во-первых, технологические сложности на полигонах. Особенно в отдалённых районах. Например, Киришах и Бокситогорске нет постоянного электроснабжения, там раз в неделю включают генераторы. На полигоне в Самарке во Всеволожском районе есть весы, но нет видеонаблюдения, способного распознавать номера мусоровозов для учёта - он ведётся в тетрадке дежурными вахтёршами. "Есть полигоны, где более чем тщательно изучают предложенный регоператором договор, и это напоминает саботирование", - отметил один из участников.      

Во-вторых, нужно будет сломить начавшиеся панику и сопротивление реформе на рынке перевозчиков. Кто-то из них отказывается передавать базу юрлиц, но в основном транспортники опасаются низкого ценового предложения от оператора. Связано это с тем, что по требованиям Росприроднадзора полигоны могут принимать отходы только в тоннах. А перевозчикам, по законодательству, можно платить только за кубометры. Опасения связаны с тем, что установленный регламентами коэффициент перевода не совпадает с реалиями — мусор просто плотнее. Выход из ситуации предусмотрен — все без исключения мусоровозы должны быть оборудованы кузовными весами, но это дорогое удовольствие, и ожидать, что перевозчики бросятся тратить сотни тысяч рублей, не приходится. В-третьих, в муниципалитетах элементарно не готовы контейнерные площадки. Это особенно важно в том смысле, что жители будут платить по увеличившемуся почти в два раза тарифу, а картина за окном может войти с этим в диссонанс.

Есть также мнение, что территориальная схема по обращению с отходами не соответствует действительному производству отходов населением. Есть районы, например, Ломоносовский, где отходов генерируется в два раза больше, чем прописано в терсхеме. Здесь юридический нюанс: изменения, да и территориальная схема в целом, должны пройти публичные слушания. Нет понимания также в том, с квадратного метра начислять плату или с человека. Кроме того, необходимо процедурно утвердить понижение тарифа, предложенное губернатором на переходный период, и определиться с выплатой межтарифной разницы.

По словам депутата Николая Кузьмина, пока неясным остаётся обоснование тарифа.

- Почему 6,45 с метра и 382 рубля с домовладения? Никто не понимает, почему нужно переходить. Все участники не готовы к новым условиям. В области есть районы, где 2-3 рубля платят, и переход на повышение - это неправильно, - считает Кузьмин.

- Но ведь год считали, все расчёты в открытом доступе. К тому же есть районы, где по девять рублей платят. И в целом, почему ранее депутаты никак не реагировали на ситуацию с неготовностью к реформе? - спросил 47news.

- Я ещё два года назад говорил об этом в Госдуме. А сейчас нужно проработать все процедуры, - ответил Кузьмин.   

Отметим, что уже разработан единый платёжный документ со строкой "Вывоз ТКО" и заключен договор с Единым информационно-расчётным центром. Предусмотрено 20 территориальных управлений и 56 клиентских офисов. Всего в Ленобласти около 16 тысяч многоквартирных домов, в 15 тысячах из них работают управляющие компании. Ещё 208 тысяч - индивидуальные дома. Юрлиц, с которыми нужно заключить договоры, около 30 тысяч. По данным регоператора, в день обрабатывается до пятисот входящих звонков. При этом конкурс на заключение контрактов с перевозчиками на 3 млрд был признан несостоявшимся из-за отсутствия заявок.

Начальник управления Ленинградской области по организации и контролю деятельности по обращению с отходами Николай Борисов считает, что основной причиной необходимости отсрочки стала неготовность Петербурга (там не выбран единый оператор — прим. ред.).

- Остальные проблемы вторичны и решаемы. Нужно создать комиссию между субъектами, которая выработает общую позицию.

- Что с теми договорами, которые уже заключены с населением? Люди же выйдут на улицу в январе и поймут, что плата выросла почти в два раза, но ничего не изменилось? - спросил 47news.

- Всё останется как прежде, а к договорам с регоператором будут заключаться допсоглашения.

- А как вопрос с перевозчиками будете решать в части "кубы-тонны"?

- Есть вариант, что регоператор будет доплачивать за установку оборудования на машины, - как показалось, не очень уверенно ответил чиновник.

Депутат Александр Перминов считает, что отсрочка оправданна, поскольку до конца не готовы договоры ни с перевозчиками, ни с полигонами.

- Самое главное, люди не готовы платить больше за те же услуги. До октября вполне возможно войти в эту историю без недочётов, но с постоянным мониторингом проводимой работы по подготовке, - считает Перминов.

По словам гендиректора "УК ООЛО" Николая Хасиева, отсрочка нужна не оператору, а отрасли в Ленобласти и Петербурге.

- Региональный оператор готов, проведена масштабная работа по всем районам Ленобласти. С теми же площадками контейнерными где-то мы поможем, хотя это не наша зона ответственности. Что касается перевозчиков, то постараемся сохранить существующих, особенно муниципальные предприятия. Опасения, что не сможем начать работу с первого января есть, но это касается сложившейся ситуации в целом, - поделился Хасиев.   

Отметим, что опрошенные участники рынка не исключают юридической коллизии. В конкурсной документации по выбору регоператора нет упоминаний о возможности заключения допсоглашения. В связи с этим возможны обращения в прокуратуру о  дезавуировании результатов конкурса. Впрочем, по данным 47news, надзор Ленобласти, скорее, за потенциальную договорённость между субъектом и оператором, нежели за разрыв отношений.    

Возвращаясь к совещанию у Медведева, то на нём, как показалось, прозвучало дипломатично оформленное опасение. Для облегчения работы регоператоров премьер предложил избавить их от НДС и ввести мораторий на рост платы за негативное воздействие на окружающую среду, оставив его на уровне текущего года. Отметим, что в 2018 году она составляет 95 рублей за тонну, а в 2019 году должна вырасти до 195 рублей. Применительно к Ленобласти, если предложения премьера будут реализованы, то экономически обоснованный тариф снизится с 6,5 рублей до 5,55 рубля за квадратный метр. В абсолютных цифрах из тарифа оператора будет вычтено примерно тысяча рублей. В таком случае он составит 4,7 тысячи рублей за тонну.

- Переход должен быть достаточно плавным, чтобы не возникало сбоев в вывозе мусора, а также новых свалок. И, что тоже очень важно, чтобы люди не столкнулись с резким ростом тарифов. Это в значительной степени зависит от решений, которые будут приниматься регионами, - сообщил Медведев.

Кстати, к 1 октября станет понятно, кто будет губернатором Петербурга. Возможно, это поможет в процессе взаимодействия двух субъектов по мусорной теме.

Виктор Смирнов,
47news