Администрацию Ленобласти поймали на политике консервирования финансов. Из года в год в кабинетах резервируют сотни миллионов, хоть и знают, что не смогут потратить. Доход - на депозитах банка "Россия".

Несмотря на безропотность, с которой депутаты ЗакСа Ленобласти согласились принять поправки в бюджет на текущий год, у контрольно-счётной палаты, как выяснил 47news, есть к документу концептуальные претензии. В частности, в отчёте на проект закона ведомство критикует подход к его формированию. Кстати, составляла его бывшая подчинённая вице-губернатора по финансам Марина Ляхова.

Оценив данные исполнения бюджета за первые полгода, КСП пришла к выводу, что нынешние показатели — худшие за последние три года если рассматривать уровень освоения средств на финансирование адресно-инвестиционной программы (АИП). В неё закладываются конкретные объекты, в основном по строительству или покупке помещений. По состоянию на 1 июля ответственные за то комитеты смогли потратить только 12,4%, что в денежном выражении составляет 1 млрд 444 млн рублей. Хуже было только в 2014 году, когда этот показатель был равен 6%. Притом, как пишут в КСП, комитеты по телекоммуникациям, здравоохранению, физкультуре и образованию через шесть месяцев с начала года не начали шевеление в этом направлении.

Анализируя исполнение АИП за первые полгода-2018, Марина Ляхова пришла к выводу, что такое положение дел происходит в том числе из-за включения объектов, на которые уже давно махнули рукой. Их уже года два-три вносят в список реализуемых, хотя настолько не уверены в их появлении, что средства закладывают достаточно символические по сравнению с теми, что требуются.

В результате происходит замораживание бюджетных ассигнований. Казна же выделяет деньги на объекты, хотя работы на них либо совсем не ведутся, либо идут со значительным отставанием от графика. Как считают в КСП, это приводит к появлению излишнего дефицита, и если в этом процессе не поставить точку, "будут сдержаны усилия правительства Ленобласти по повышению качества жизни населения".

В качестве одного из примеров приводят мост через реку Свирь в городе Подпорожье. Ещё пять лет назад было известно, что без переправы местным жителям туго. В моменты ремонта моста на плотине Верхнесвирской ГЭС семь тысяч человек отрезаны от мира. Избежать блокады может помочь новое строение за 3,5 млрд рублей. Эти деньги власть периодически просит в Москве, и этой весной губернатор Александр Дрозденко снова обращался к министру транспорта Максиму Соколову. Несмотря на отсутствие реальных договорённостей, мост был записан в бюджет и на 2017, и на 2018 годы. Причём под него отложили 2,4 млн рублей. Более того - в 2019 году для него зарезервирован 1 млн рублей, и эти средства с высокой долей вероятности тоже будет не на что потратить.

Аналогичная ситуация - с мостом через Староладожский канал в деревне Загубье в Свирицком сельском поселении Волховского района. Его должны были построить в 2016-м году, но выделенные на это 26 млн рублей не освоили ни тогда, ни в 2017-м, ни в 2018-м году. Трудность здесь скорее бюрократическая, поскольку муниципальные власти не могут толком провести соответствующие тендеры.

В реестр неблагополучных записала КСП и мост через реку Волхов на подъезде к городу Кириши. На него в 2018 году предусмотрели 500 тысяч рублей, хотя мы рассказывали, что сметная стоимость начинается от 3 млрд рублей. Понятно, что без федеральной поддержки реализация такого проекта невозможна и, по сути, он просто занимал чужую строчку в программе. Правда, как раз на него Александр Дрозденко смог выбить 1,5 млрд рублей из казны страны. Ещё столько же запланировал региональный бюджет, так что на 2019 год на мост отложено 542 млн рублей.

Заказчиком всех этих объектов является ГКУ "Ленавтодор". Его директор Денис Седов заметил по поводу складывающейся ситуации:

"Мосты — это архиважные стройки. Если объект не зарезервировать в адресно-инвестиционной программе, его не увидят в Москве и никогда не дадут деньги. Это не нами придумано, так положено".

Ещё в качестве примеров, когда объект в списке есть, а перспектив у него почти нет, привели образовательные учреждения. С 2015 года в посёлке Романовка Всеволожского района строится детский садик на 280 мест. С 2017-го года администрация района судится с подрядчиком, ООО "Группа компаний АВС". В комитете по строительству подсказали, что работы не ведутся, а готовность объекта крутится вокруг отметки в 46%. Тем не менее, на 2018 год лимит финансирования составлял 33,3 млн рублей, на 2019-й — 153,4 млн рублей.

- Мы находимся в апелляции, а объект — на стадии перепроектирования. По нему не пройдена государственная экспертиза. В случае, если мы проиграем суд, подрядчик снова выйдет на площадку. По моим ощущениям, у него нет сил справиться. Но это надо будет доказать на практике, и только после этого мы сможем расторгнуть контракт и работать, - сказал глава администрации Всеволожского района Андрей Низовский.

Также грустно всё в Тосно, где ООО "Стройстандарт" строит детский сад на 80 мест. Судя по актуальным данным, готовность объекта не превысила 7%, хотя лимит финансирования в 2018 году составил 80,9 млн рублей, а в 2019-м — 156,7 млн рублей. В комстрое по этому поводу заметили, что сейчас там ведутся земляные работы и готовится устройство фундаментов. Низкое освоение средств заказчик - администрация Тосненского района - объясняет поздними сроками проведения аукционных процедур и заключения контракта.

На пристройку к школе в Фёдоровском выделено 45,4 млн рублей в нынешнем году и заложено 16,6 млн рублей в следующем. Однако готовность колеблется на цифре 17%, администрация Тосненского района объясняет это тем, что не слишком быстро был проведён аукцион. Нынешний подрядчик - ООО "Северо-Западное строительно-монтажное управление" - должен успеть до конца декабря следующего года, контракт с ним был заключен только в мае текущего.

- К сожалению, спрогнозировать такие вещи тяжело. Но если не будет заложено денег в бюджете, администрация не сможет проводить конкурсы и выбирать подрядчика, - прокомментировал ситуацию председатель комитета по строительству Константин Панкратьев.

Кстати, хоть заказчиком работ являются муниципальные власти, на бумаге распорядителем бюджетных средств значится комстрой, так как только у него есть соответствующие полномочия.

Это естественным образом повлияет на достижение целевых показателей государственных программ. Справочно заметим, что Александр Дрозденко требует, чтобы бюджет осваивался полностью - то есть на 100%. За неисполнение кураторы ведомств, то есть вице-губернаторы, лишаются премий. Между прочим, под конец года, когда особенно хочется ласки и признания, им это обидно. Те же комитеты по строительству и дорожному хозяйству порой не могут потратить и 80% выданных им средств

Получается, что миллионы рублей бронируют в смете расходов и доходов, почти наверняка зная, что они не будут потрачены. Отправить их на решение других задач - будь то покупка медикаментов или жилья сиротам - тоже нельзя, по крайней мере, до особого распоряжения.

Подобное главным образом отражается на буднях вице-губернатора по строительству Михаила Москвина. Впрочем, он, кажется, привык.

- Ожидая федеральное финансирование и фиксируя проект без подтверждения этих денег, мы рискуем. Согласен, что это неправильно. Порой бывает другая ситуация - когда предусматриваем средства, а объект в итоге не готов для строительства. Сейчас будем избегать подобного, заявляя только те, где есть технико-экономическое обоснование и проектная документация. Кстати, перечисленный список не полный, - заметил чиновник.

Заинтересованным в точном прогнозировании, по идее, должен быть вице-губернатор по финансам Роман Марков. Но он по этому поводу заметил, что такое бывает.

- Не закладывать деньги нельзя. Если не будет ассигнований, достроить будет невозможно. Полностью такие случаи исключить не получится, а сокращать их количество нужно, - сказал он.

- Зато заморозка позволяет переносить средства на депозиты. Муниципальные средства отправлять на счета нельзя, а по такой системе можно, - объяснил Андрей Низовский.

 

Юлия Гильмшина,
47news