Семь тысяч человек оказались отрезаны от райцентра из-за ремонта моста на плотине Верхнесвирской ГЭС. Асфальт обещают переложить в течение ноября. Но грузовики на мост больше не пустят, а на новый нужно 4 миллиарда рублей. В бюджете их нет.
 
До конца ноября часть Подпорожского района Ленобласти останется фактически отрезанной от районного центра — движение транспорта по мосту через Свирь было серьезно ограниченно из-за ремонта асфальта. В частичной блокаде на правом берегу реки оказались до семи тысяч человек — жители района Подпорожья - Ольховец, Никольского и Важинского поселений, а также нескольких небольших деревень.
 
Как рассказали 47news местные жители, с 5 ноября по мосту Верхнесвирской гидроэлектростанции (ГЭС) полностью запрещен проезд грузового транспорта. Легковой транспорт может пересекать Свирь только с 6 до 9 часов утра и с 17 до 20 вечера. Подпорожские пользователи социальных сетей обсуждают последствия ремонта - перебои в движении общественного транспорта и сложности с завозом продуктов в оставшиеся за рекой населенные пункты.
 
1.jpg фото Петр Васильев, группа "Свирские берега" ВК
 
"Жители района в панике, их буквально отрезали от остального мира. Хлеб будут возить три раза в неделю — во-вторник, четверг и субботу. Из-за запрета движения грузовиков продукты, скорее всего, придется везти через Карелию, а это приведет к скачку цен", - пожаловалась пользователь сети "ВКонтакте" Ольга Благая.
 
"На правом берегу Свири масса лесопилок. Есть и карьеры. Поток грузовиков в последнее время просто огромный — это развитый бизнес, пожалуй единственный в районе. Отсюда и большой ущерб и мосту, и плотине", - добавил сотрудник ГЭС.
 
В администрации Подпорожского района корреспондента 47news успокоили — перебоя с хлебом и удорожания продуктов пока не будет.
 
"Текущий ремонт асфальта на плотине ГЭС ведет ее собственник — компания ТГК-1. Ожидаем, что он будет завершен уже через несколько дней, тогда движение восстановится. Мы проводим мониторинг цен на продукты, проблем с ними у жителей правобережья тоже не будет", - заверил заместитель главы администрации Подпорожского района Александр Кривопуст.
 
При этом муниципальный чиновник отметил — создавшаяся ситуация лишь часть серьезной и старой проблемы. В районе необходимо построить современную и постоянную переправу через реку Свирь, о которой говорят почти двадцать лет.
 
"В прошлом году компания ТГК-1 провела обследование гидротехнических сооружений ГЭС и пришла к выводу, что мост на плотине разрушается. Поэтому сразу же после завершения замены асфальта по мосту вообще запретят проезд грузовиков массой свыше 10-и тонн. Придется осуществлять доставку продовольствия на "Газелях" или других небольших машинах. Значит, будет сложнее", - объяснил Кривопуст.
 
В ТГК-1 журналисту 47news также пообещали полностью завершить ремонт до конца ноября и подтвердили — проезд грузовиков тяжелее 10-и тонн по мосту действительно более невозможен.
 
"Мост строился вместе с другими гидротехническими сооружениями ГЭС в 1951 году. Он рассматривался как технический проезд к плотине — в те годы Подпорожье было маленьким населенным пунктом, а на правом берегу людей практически не было. Никто не рассчитывал, что по плотине будет такое активное движение транспорта. Плотина — стратегический объект и должна поддерживаться в нормативном состоянии. Это вопрос безопасности", - объяснила руководитель пресс-службы ТГК-1 Юлия Зарубина.
 
По ее словам, прошлогоднее обследование гидротехнических сооружений ГЭС, проведенное специалистами организации их проектировавшей, показало, что мост нуждается в капитальном ремонте. То есть его нужно закрывать.
 
2.jpg фото Петр Васильев, группа "Свирские берега" ВК
 
"Чтобы не отрезать жителей правого берега и дать возможность властям региона построить новый мост, мы решили провести только обычный, не капитальный ремонт. Ограничение массы грузовиков позволит не закрывать мост еще лет пять", -  добавила Зарубина.
 
Напомним, что о проекте строительства нового моста через Свирь, разработанного по заказу областного комитета по дорожному хозяйству, 47news писал еще в марте. В настоящий момент этот проект проходит государственную экспертизу и, теоретически, строительство моста у станции "Подпорожье" могло бы начаться уже в следующем году, а завершиться - к концу 2018-го. Но проекту по-прежнему не хватает федерального финансирования. 
 
В областном КДХ 47news подтвердили — хотя актуализированная стоимость строительства переправы и подходов к ней снизилась с шести с половиной до четырех миллиардов рублей, таких средств в областном бюджете все равно нет. А федеральный Росавтодор помогать областным дорожникам не спешит.
 
"Сейчас мы подготовили обращение в Росавтодор, с просьбой выделить средства хотя бы на строительство первой очереди переправы, с тем, чтобы заложить их в бюджет Ленобласти на 2016 год. Документ будет передан на подпись губернатору на следующей неделе", - рассказал председатель КДХ Ленобласти Михаил Козьминых.
 
Предыдущая попытка организовать постоянную переправу через Свирь в Подпорожском районе, предпринятая в 2012 году, одобрения у депутатов областного ЗакСа не нашла. Мост у поселка Вознесенье в 70-и километрах к востоку от Подпорожья депутаты назвали слишком дорогим и выделили 190 миллионов рублей на проектирование нового парома. Построенное судно "Аркадий Филатов" начало свою работу в августе этого года.
 
Артем Шалякин,
47news