Отрицательное заключение выдала Администрация президента на представление начальника СЗТУ Александра Гетмана к званию генерал-полковника после двух месяцев проверки. В столице сомневаются в чистоте приобретенных им квартир, иномарок и валюты. Дело дошло до утраты доверия. 

В Администрации президента 14 сентября подписано заключение по результатам проверки в отношении начальника Северо-Западного таможенного управления, генерал-лейтенанта таможенной службы Александра Гетмана, возглавляющего ведомство с апреля 2015 года. Официально проверка началась 14 июля, а по процедуре длилась ровно два отведенных ей месяца.

Напомним, что в мае этого года начальник ФТС РФ Владимир Булавин направил в Администрацию президента представление на присвоение Александру Гетману звания генерал-полковника. Важно, что это был своего рода театральный жест. Большинство продвинутых зрителей ожидали обратного. Ведь с марта 2018 года "таможенный отдел" Службы экономической безопасности регионального УФСБ провел несколько акций: обыски в Кингисеппской таможне, Северо-Западной оперативной таможне, обыски у заместителя СЗТУ Александра Безлюдского.

Заметим, что таможенные руководители обладают офицерскими званиями, а силовиками считаются условно. ФТС структурно подчиняется министерству финансов. Но специальное генеральское звание – история указная и начинается только после появления в АП соответствующих документов. Но указ президента невозможен без стандартной процедуры проверки лица в силовом квартете: ФСБ, МВД, Генпрокуратуре и Следственном комитете. Понятно, что свои запросы делала и Лубянка, а Литейный,4 отвечал.

Нашему изданию стали известны факты, которые были предъявлены Александру Гетману. 47news точно знает, что Гетман отвечал комиссии и как в АП это восприняли. 

По данным 47news, информацией стали две квартиры (160 и 50 квадратов) семьи Гетмана в некогда аварийном, а ныне реконструированном до исторической неузнаваемости жилом доме №10 на улице Ждановская в Петроградском районе.

Здание на Ждановской было приобретено в 2011 году компанией "Экоинвест". Она превращала его в малоквартирный дом бизнес-класса "Дом на Ждановской" с помощью средств дольщиков. Сам Гетман ленинградец, но в этот период служил в Ростове-на-Дону начальником Южного таможенного управления. А дольщиком петербургского дома стала его супруга. По договору участия в долевом строительстве она и должна была производить платежи. Однако в марте 2015 года платёж в 1,6 миллиона рублей застройщику отправил заместитель начальника таможенного поста "Лесной порт" при Балтийской таможне Михаил Жуков. До прихода на Балтику Михаил Жуков служил на Пулковской таможне. Кстати, на этой же таможне инспектором свою карьеру в ведомстве начинал и Александр Гетман.

С этого места начинается предчувствие, что вряд ли Жуков платил свои деньги и вряд ли эта схема была создана, чтобы таким образом внести деньги Александра Гетмана. Как нам прокомментировал один из сотрудников центрального аппарата ФТС, "Жуков же непосредственно общается с игроками внешнеэкономической деятельности, так что каждый может сделать свои выводы".

Как стало известно 47news, Александр Гетман ответил на этот вопрос предельно рентабельно. Мол, Жуков являлся поручителем его жены, а так поступили, потому что  Гетманы жили в Ростове.

Также проверка установила, что 16 сентября 2016 года Александр Гетман приобрел в салоне "Рольф" на Витебском проспекте тёмно-красный  "Jaguar F-Pace" за 4,5 миллиона рублей, а взамен по схеме trade-in отдал за 3 миллиона свою "Toyota Land Cruiser 200".

История происхождения дорогих иномарок со слов Александра Гетмана выглядит более логично – он продал одну машину, купленную на накопления, и взял другую.

Проверка не оставила за скобками и валютные операции Александра Гетмана. То есть были собраны все транзакции из различных банков, где он менял рубли на валюту. Согласитесь, дотошно отнеслись товарищи.

Здесь Александр Гетман сослался на экономическую ситуацию в России, пояснив, что конвертировал не только свои деньги, но и родителей.   

По данным нашего издания, 14 сентября в Администрации президента было вынесено отрицательное заключение по присвоению Александру Гетману звания генерал-полковник. Но данное заключение ставит под вопрос само его соответствие должности начальника СЗТУ. Как журналисту 47news подсказали в столице, "фактически читается "утрата доверия", это мнение уже на столе у начальника ФТС Булавина".

По мнению опрошенных нами экспертов, умудренных в тонкостях документооборота, "всегда можно заволокитить, если АП напоминать не будет", "при желании можно и так посмотреть — пришла очередная бумага, месяц на исполнение".

Александр Калинин,
47news

Справка:

Когда 2 марта начальник СЗТУ Александр Гетман в Москве слушал, как глава Федеральной таможенной службы  Владимир Булавин подводит итоги года, сотрудники ФСБ постучались в здание Кингисеппской таможни и увезли  на Литейный,4 её начальника Сергея Слепухина. Ему пришлось отставиться. Через четыре дня утро не задалось у первого заместителя Гетмана и по совместительству начальника оперативной таможни генерал-майора Александра Безлюдского. Контрразведка зашла с обысками и в его кабинет на Савушкина, и в его загородный дом  в посёлке Песочный. На следующий день по подозрению в крупной взятке задержали  экс-сотрудника отдела по борьбе с экономическими таможенными правонарушениями Северо-Западной оперативной таможни Захара Сычева. Логика говорила за то, что акция была продолжением уголовного дела, возбужденного следственной службой регионального УФСБ по преступному сообществу, по которому арестован  серьезный игрок на рынке внешнеэкономической деятельности Игорь Хавронов. Тогда 47news подвел итог двухнедельному блицкригу выводом о скором уходе Александра Гетмана с поста начальника СЗТУ.

Понятно, что на наступление на Северо-Западе должен был прореагировать и сам главный таможенник страны Владимир Булавин, в быту генерал-полковник ФСБ. Булавин направил  в Администрацию президента представление о присвоении Гетману очередного звания — генерал-полковник таможенной службы.

В начале августа с должности замруководителя ФТС в Администрацию президента перешел  Анатолий Серышев, что вроде бы укрепляло перспективы звания Гетману.  Зато на его место пришел выходец из службы собственной безопасности ФСБ Олег Губайдулин, кто не имел добрососедских отношений с СЗТУ.