Под статусной коттеджной Западной Лицей было пять ДОТов с радиацией, а стало одним меньше. 47news посмотрел, как атомщики дезактивируют советскую фортификацию. Вскоре петербуржцам сюда можно будет без опаски бегать на лыжах.

Специалисты ФГУП "РосРАО", входящего в большой "Росатом", очистили от локального радиоактивного загрязнения первую из пяти долговременных огневых точек времён Великой Отечественной войны у коттеджного посёлка Западная Лица. Статус сотки всеволожской земли дорог, а во "флотской деревне", что завоёвывает репутацию "петербургской Рублёвки", особенно. Сама Западная Лица входит в состав областного муниципального образования Сертолово, а россыпь из пяти ДОТов  - в 700-900 метрах в лесах Белоострова Курортного района Петербурга. Однако работы по дезактивации фортификационных и оборонительных сооружений к петербургской элите отношения не имеют. На фонящие доты в 2016 году наткнулись экологи-активисты с дозиметрами.

photo_2018-09-13_10-58-15.jpg Сервис "Яндекс.Карты"

Репортёр 47news 12 сентября посмотрел, как дезактиваторы работают на ДОТе № 54. Это второй из пятерки фонящих объектов. Он, кстати, ближе всех расположен к Западной Лице. Здесь надо удалить слой светосостава постоянного действия (СПД) с металлической пластины слепой наводки. В нём радий-226. На саму пластину пулемётчик вешал бумагу с координатами целей. Слой же осыпался при демонтаже металлических конструкций пулемётного станка. В 54-м надо очистить два участка общей площадью 6,8 квадратных метра, а объём загрязнения оценивается в 0,08 кубометра. Здесь работы меньше, чем на предыдущем ДОТе № 56, там пришлось демонтировать и саму метровую пластину.

"В ДОТе было под 100 микрозивертов в час, а стало 0,3. Два дня работали. У меня в бетонном доме 0,24, так что всё в порядке. А в 54-ом сейчас тоже под 100 микрозивертов", - объяснил ситуацию главный инженер Северо-Западного филиала "РосРАО" Александр Плотников.

Фото: Валентин Илюшин

Визит 47news на ДОТы совпал с непогодой. В эскимосских языках - под сотню слов для обозначения снега. Петербуржцы же неплохо разбираются в дождях. Сначала пропало солнце, потом пошёл ситничек, а затем врубил хороший сентябрьский косохлест. Был соблазн спрятаться ненадолго под бетонным брусом входа в укрепления. Но нам посоветовали не рисковать и не заходить за красно-белую сигнальную ленту. Просто повышенным считается фон уже в 0,7 микрозивертов. Репортёры логично решили, что лучше пропитаться влагой, чем радиацией.

У покрытой мхом бетонной коробки чёрно-желтые лепестки международного знака "Радиоактивность". Сама эмблема была утверждена в 1946 году. ДОТ № 54 на Карельском перешейке стали строить в 1932 году, а модернизация выпала на 50-е годы. Тогда как раз активно искали применение радию. Причем на него смотрели не только военные. Он использовался и при производстве медицинских изделий, и предметов быта, и при производстве шерстяных изделий. А в наши дни радий – это альфа-излучатель. Период его полураспада — 1600 лет. Военные же покинули ДОТы на Карельском перешейке в 1993 году.

Существует байка, что после чернобыльской катастрофы в заражённую зону хотела проникнуть группа художников-экстремистов. Люди творческие хотели поэкспериментировать — облучиться, а потом выдать экспериментальное, может быть, выдающееся произведение. Фоторепортер 47news не решился на такие подвиги. Да его бы и не пустили в ДОТ без защиты. Внутри он работал в антирадиационном костюме и с респиратором. А трудиться дезактиваторам приходится в полутьме, которая всё-таки ближе к тьме. Видимость обеспечивает налобный светодиодный фонарь. И так скрести пористый бетон, сметать с пулемётного станка,  зачищать и помещать в спецконтейнер всё осыпавшееся и фонящее. Этот спецконтейнер и будет доставлен в хранилище в Сосновом Бору. А потом его передадут ФГУП "Национальный оператор по обращению с радиоактивными отходами". В пятьдесят четвертом обошлось без спила самой СПД-пластины. В первом же дезактивированном ДОТе пришлось поработать болгаркой.

Фото: Валентин Илюшин

Аукцион на оказание услуг по дезактивации локальных участков радиоактивного загрязнения, выявленных на пяти пулемётных дотах Карельского укрепрайона, он же "Линия Сталина", в конце июля был объявлен комитетом по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности Петербурга. В ходе торгов стоимость работ упала с 2,8 миллиона рублей до 1,8 миллиона. Всего надо очистить 30,9 квадратных метра с объёмом загрязнения 1,21 кубометра. А победителем стало ФГУП "Предприятие по обращению с радиоактивными отходами "РосРАО". Для участников рынка победа в аукционе выглядит логичной. У предприятия есть конкуренты в части проведения работ по дезактивации, но в части хранения - нет. Филиал ФГУП "РосРАО" в Сосновом Бору обеспечивает хранение радиоактивных отходов с научных институтов, предприятий и медицинских учреждений.

Как рассказали 47news атомщики, в ДОТе № 54 они не обнаружили ни окурков, ни банок от напитков, что говорит о том, что здесь не особо пировали случайные сталкеры. Но решётка, преграждавшая путь внутрь, была срезана. Пеняют на металлистов - охотников за черметом. Интересно, на какой точке сдали эти прутья. Пулемета нет, его с собой забрали военные, а пулемётный станок на месте. Но его физически невозможно срезать и вынести.

До 31 октября специалисты "РосРАО" должны дезактивировать еще три заброшенных трёхамбразурных дота: № 59 "Комсомолец", № 58, а также № 57 "1-го мая". Принимать работу будут сначала санитары Роспотребнадзора, а затем и петербургский комитет по природопользованию. А ДОТы станут объектом культурного наследия.

В общем, если с первым хорошим снегом обитатели укрепрайона Западная Лица захотят пробежаться на лыжах или проехаться в финских санях по ближайшим к ним ДОТам укрепрайона "Линия Сталина", то их здоровью уже ничего угрожать не будет.

Александр Калинин,
47news