Комитет по ЖКХ просит добавить 2 млрд рублей на коммуналку Ленобласти. Иначе прокуроры спросят, почему жители платят 100%, а течёт нечистая. Казначей Марков согласен, но в рамках разумного. Причём, в своих.

На совещании у губернатора Ленобласти Александра Дрозденко 5 сентября будут обсуждаться потребности комитета по ЖКХ правительства Ленобласти на ближайшие три года. Естественно, речь пойдёт о возможностях комитета по финансам. В обиходе чиновников обсуждения называются бюджетными "ручейками". Предварительная диспозиция говорит о том, что у вице-губернатора по ЖКХ Олега Коваля и финансового вице-губернатора Романа Маркова расхождения в картине коммунального мира, мягко говоря, шизофренические. Так, на 2019 год коммунальщики просят 13 млрд рублей. Марков готов расстаться с тремя. На 2021 год Коваль рассчитывает на 13,8 млрд, а Марков - на 3,3 млрд. 2021 год двух джентльменов сближает, но до любви далеко: блок ЖКХ говорит о 7,3 млрд, а сектор финансов, как неприступная дама, настаивает в отношениях на тех же 3,3 млрд.     

Здесь отметим, что износ сетей водоснабжения в Ленобласти порой превышает 90%. Пока же вода жителям в большинстве своём поступает через ржавую рухлядь. По оценке самого Дрозденко, в ближайшие десять лет в эту отрасль необходимо вложить не менее 40 млрд рублей.

Основные расхождения у коммунальщиков и финансистов зафиксированы по трём пунктам. Так, на капремонт необходимо 4 млрд 690 млн. Марков оценивает беды в 690 млн. В 2020 году, по мысли комитета по ЖКХ, на эту статью потребуется 7 млрд 690 млн, а Марков вновь говорит о 690 млн. На покрытие межтарифной разницы по воде и канализации ЖКХ закладывает по 1,1 млрд рублей, а хранители казны ровно по 400 млн. Однако самый большой разбег по ожиданиям и возможностям у Леноблводоканала, возглавляемого депутатом ЗакСа Саядом Алиевым. Вместо 5,8 млрд на 2020 год комитет финансов готов выделить 1,2 млрд рублей.

Впрочем, понятно, что это позиции для торга - в одном случае они заведены на максимум, во втором занижены до предела.    

Намного ближе и конкретнее разговор относительно поправок в бюджет региона по  ассигнованиям на жилищно-коммунальное хозяйство на оставшуюся часть 2018 года. Результаты будут учтены в областном законе о внесении изменений в бюджет. Процедура это ежегодная, закон, как правило, принимается в конце октября. Первое слово за губернатором Александром Дрозденко, второе за финансовым вице-губернатором Романом Марковым, третье, формально, за депутатами регионального ЗакСа.

Как подсказали 47news в комитете по финансам, на обеспечение жильём ветеранов войны в бюджет было заложено 15,2 млн рублей. Блок ЖКХ предлагает уменьшить сумму на 390 тысяч. На проведение капремонта в индивидуальных жилых домах предполагалось потратить 25 млн, а необходимо на 1,7 млн меньше. В первом случае экономия объясняется количеством заявок на жильё ветеранам, во втором - количеством заявок на ремонт. Любопытно, что на обеспечение жильём граждан, уволенных с военной службы, планировалось потратить 4,8 млн, но ни одного такого не нашлось, поэтому строчку срезали до нуля. Зато имущественный взнос в Фонд капремонта Ленобласти со стороны казны региона предлагается увеличить с 160 до 190 млн. Объясняется это увеличением штата инспекторов. Что, в свою очередь, обусловлено расширением программы капремонта на 2019-2020 годы.

Более значительные траты, по мысли коммунальщиков, предстоят на формирование аварийного запаса материалов и оборудования. Речь идёт о задвижках, трубах, насосах и прочем необходимом на случай аварий. Было запланировано потратить на это коммунальное счастье в 2018 году 40 млн, но сегодня эта цифра увеличена на 125 млн.  Дальше-больше. На выполнение работ по капремонту объектов водоснабжения и водоотведения закладывалось 357 млн. Имеются ввиду скважины и очистные сооружения, с которыми в регионе беда. Достаточно вспомнить свежие истории в Рощино, где во время Чемпионата мира по футболу обрушилась скважина, и кровавые реки в стоках посёлка Победа. Блок ЖКХ просит на исправление подобных ситуаций ещё 532 млн, увеличивая потребность до 890 млн.

Приобретение автотранспорта и спецтехники обойдётся в нынешних реалиях в 673 млн. В прошлом году эта цифра виделась на уровне 90 млн. Таким образом увеличение составило почти 583 млн. Субсидий ресурсоснабжающим организациям на оплату электроэнергии заложено в бюджет вообще не было. Теперь предлагается выделить на эти цели 436 млн рублей. Речь идёт о долгах, накопленных районными муниципальными предприятиями  перед энергетиками. Не было в прошлом году и мыслей о субсидиях ГУПам на исполнение обязательств по кредитным договорам, на них требуется 172 млн.

Рост последних пяти позиций связан с увеличением числа районов, которые обслуживает государственный  Леноблводоканал. Если раньше это были Волховский, Тихвинский и Бокситогорский, то в конце 2017 года к ним присоединились Лодейнопольский и Подпорожский районы, а в нынешнем вошли Сланцевский, Лужский и Выборгский. Техники там нет, зато остались обязательства. Особо примечателен Выборгский район, муниципалы там отдавали устранение аварий на аутсорсинг по очень странным ценам. Отдельно стоит отметить, что в поселениях Ленобласти беда с очистными. Например, в Тихвинском районе и вовсе возбуждено уголовное дело. Деньги в тарифе на работу очистных были заложены, но сами очистные давно развалились.

На концепцию "сбалансированного развития централизованных систем водоснабжения" планировалось потратить 45 млн. Цифра упала до нуля, поскольку сегодня обсуждается создание единой концепции города и области в окружности до 150 километров от мегаполиса. Поэтому создание своей отдельной программы не имеет смысла. На трансферы муниципалам на строительство объектов водоснабжения планировалось направить 1 млрд  70 млн рублей, но освоить на местах удаётся только 800 млн. Таким образом, эта строчка похудела почти на 300 млн. Любопытно, что на "конкурсы, семинары, лекции, брошюры и ролики" планировалось потратить 4,2 млн. В тратах на эту ерунду ограничились 2,5 млн.    

Расходы на межтарифную разницу согласно корректировкам вырастают со 179 до 604 млн. Но это процесс ежегодный. Вице-губернатору Роману Маркову эта статья расходов особенно не мила, и деньги он предпочитает выделять в течение года.

Финансовый блок Ленобласти не первый год всеми силами пытается сократить выплаты по межтарифной разнице между фактической ценой ресурсов и ценой для населения. В прошлом году ресурсоснабжающим организациям за водоснабжение и водоотведение было возмещено порядка 600 млн. Всего же, вместе с теплом, межтарифка составила 3 млрд. В то же время тариф для населения не позволит ресурсникам выжить, отмечают в комитете по ЖКХ.  

Если закруглять арифметику, то получается, в бюджете было заложено 4,8 млрд на 2018 год. По одним статьям расходы снизились на 530 млн, но по другим подросли на 2,3 млрд. То есть, комитету по ЖКХ требуется ещё около 1,8 млрд. В случае их выделения, бюджет на коммунальное хозяйство региона возрастёт до 6,6 млрд.

А если отвлечься от цифр, то база расхождений между комитетом по ЖКХ и комитетом финансов лежит, скорее, в области идеологии. С одной стороны, предприятия должны в полном объёме обеспечивать качество предоставляемой услуги по питьевой воде и водоотведению. Её стоимость заложена в тарифе, по которому платят жители. Таким образом, некачественная услуга - это прямой путь к прокурорскому интересу.

В комитете финансов, по словам чиновников, понимают эту логику, но исходят из своих возможностей с поправкой на гипертрофированную бережливость вице-губернатора Романа Маркова. Он, кстати, последнее время замкнулся в себе. В комитете по финансам обезличенно и официально ответили (как огрызнулись):

- Когда будут сформированы корректировки, тогда прокомментируем, - сообщила помощница Маркова.

Впрочем, сотрудники комитета по финансам более раскованны, чем руководство. По словам одного из них, приоритетными для казны являются социальные направления: здравоохранение и образование, а уже затем ЖКХ. 

- У нас все расходы в пределах доходов. Тем более, комитет по ЖКХ не всегда подробно и обоснованно расписывает свои "хотелки", - отметил собеседник.

- А как насчёт разговоров о том, что Роман Марков предпочитает хранить деньги Ленобласти на депозитах, а не вкладывать в инфраструктуру региона? - поинтересовался 47news.

- Любая инвестиция должна содержать расчёты и просчёт рисков, - несколько абстрактно ответил чиновник.

- К коммунальной сфере, с учётом хозяйства, доставшегося от Советского Союза, применимы рыночные механизмы?

- Коммунальная сфера исторически воспринимается как обязательство государства, но это не совсем так. Это хозяйство можно эффективно эксплуатировать, и примеры тому есть, - считает член команды Маркова.

По словам более общительного вице-губернатора Олега Коваля, неисполнение субъектом своих обязательств приведёт к нарушению федерального законодательства.

- По той же программе капремонта, это ведь люди принимали решения, которые легли в её основу. Они, совершенно логично, никогда не пойдут на изменения. А по воде и канализации Ленобласть сама забрала полномочия. Теперь нужно закупать технику и готовиться к зиме. В районах ведь ничего нам не  передали, кроме долгов, в том числе и по зарплате. Их мы тоже должны закрывать, иначе речь пойдёт о банкротстве. Да и вообще, если кому-то в правительстве жалко денег на жителей, зачем мы вообще нужны, - слегка ушёл в пафос Коваль.

А 47news  припомнил, как на одном из публичных мероприятий чиновник ласково назвал коллегу Маркова "жадиной".

 

Виктор Смирнов,
47news