Транспортный кризис зародили власти сразу двух районов Ленобласти. В Тихвине у сотни водителей отобрали трудовые, а как будут ездить работяги, не подумали. В Сосновом Бору монополия забрала всё, а ненужное себе ликвидировала. Вот что происходит, когда власть проявляет заботу о человеке.

Даже вызов священника перед выходом на линии новых перевозчиков в Тихвинском районе не предотвратил войну, которую прогнозировали собеседники 47news в конце июня. Социальные сети унизаны сотнями сообщений недовольных местных жителей, которые жалуются, как им теперь неудобно пользоваться общественным транспортом.

Работники градообразующего предприятия, Тихвинского вагоностроительного завода, вынуждены были брать такси, чтобы попасть не смену в первый рабочий день недели, 2 июля. Те, кто привык за десятки лет выходить на остановку к определённому времени, суетно перестраивают свой маршрут. Те, кто собираются выезжать по делам в середине дня, могут обнаружить отсутствие колёсного движения на дороге. Под работников ТВСЗ, возвращающихся с ночной смены, никто больше не подстраивается. Сводки такие, что кажется, будто вот-вот начнётся мародёрство.

А начиналось всё с благого повода. Администрации Тихвинского района в конце прошлого года надоели обращения граждан по поводу старых, немытых автобусов, что стоят, где их оставят, а ездят как придётся, периодически обгоняя друг друга. Пассажиров возили 15 перевозчиков, у каждого из которых было несколько транспортных средств. Решено было объявить конкурс и составить расписание таким образом, чтобы остались только крепкие предприятия.

В условия техзадания включили пункт о необходимости вывести на линию современные автобусы. На рейсы должны выйти 54 преимущественно новых автобуса, из которых 10 должны быть предназначены для перевозки людей с ограниченными возможностями и пассажиров с детскими колясками, 6 низкопольных автобусов и 3 автобуса вместимостью не менее 99 мест. Все машины должны быть оснащены тахографами и спутниковой системой ГЛОНАСС. 

На участие в тендерах заявились, в общей сложности, 4 претендента. В итоге перевозки по району в Шугозерском направлении выиграло НП "Агентство Вепсский лес", все остальные маршруты по городу и району - ООО "Тихвин Пассажиравтотранс", преобразовавшееся из муниципального предприятия. 

По данным информационной системы "СПАРК", основным владельцем ООО "Тихвинский ТПАТ" является Николай Преснухин. Помимо прочего, он руководит или владеет десятком предприятий, никак не связанных с перевозками.  Директор же, 55-летний Владимир Автухов, наоборот, специализируется на автобусных перевозках, в том числе руководит "Автотранспортным предприятием Юго-Востока Ленобласти", которое тоже расположено в Тихвине. "Агентство развития Вепсский лес" является некоммерческим партнёрством и специализируется на деятельности сухопутного транспорта.

Тринадцать проигравших не пали духом и дали творческий отпор победителям. Как рассказал 47news директор "Тихвинский ТПАТ" Владимир Автухов, он столкнулся с массовым демаршем водителей. Всего ему надо было нанять 127 человек, и администрация района настояла, что в своей массе они должны быть местными жителями и желательно теми, кто работал у проигравших перевозчиков.

"Мы столкнулись с тем, что водителям и кондукторам не отдают трудовые книжки на их предыдущих местах работы, у индивидуальных предпринимателей. Всё вроде по закону, то в отпуск их отправили, то две недели отработать надо. В итоге к первому дню заявлений было всего 38, а с теми, кто работал у меня раньше, в штате пятьдесят человек. Нужно же сто водителей и сто кондукторов. Некоторые со слезами приходят к нам и говорят, что и не работают толком, и устроиться на новое место не могут", - рассказал он.

Людская молва дошла до разговоров о том, что на подступах к ТПАТ стоят бравые ребята, которые разворачивают желающих перейти к конкурентам. Впрочем, Автухов на все рассуждения корреспондента о начавшейся войне начал сильно нервничать и настаивать, что всё в его транспортном царстве нормально.

"Конкурентам надо уметь проигрывать. Но в целом ситуация спокойная. Ведём переговоры с работниками из Псковской и Новгородской областей. Пока пересматриваем маршрутную сеть, просим прихватывать смены ездящих на международных маршрутах", - лишь сказал он. На вопрос, не видит ли он противоречий между представленным рассказом и словом "спокойно", адекватного ответа не сформулировал, лишь заметив, что понятия не имеет, кто конкретно является источником неприятностей.

Главу администрации Тихвинского района Веру Пастухову мы спросили, не напоминает ли ей ситуация крепостное право, вроде как отмененное полторы сотни лет назад. "Есть такое дело, такой уж тут менталитет", - заметила она. Решено было не давить и не вспоминать, как до самых 60-ых годов прошлого века крестьяне сдавали паспорта в сельсовет и вынуждены были отпрашиваться у председателя при поездке в большие города.

Знакомые Пастуховой уверены, что ей, кстати, угрожают звонками на сотовый с разных номеров. "Нет-нет, никто мне не угрожает", - отреклась она.

Со слов чиновницы, ежедневно рассматриваются все жалобы людей, и оттого их становится меньше. "Этот период надо перетерпеть, другого пути, кроме изменений, у нас нет. Жить как жили мы уже не могли. У победителя торгов есть новый парк автобусов, от муниципального прошлого досталась своя мойка, медицинская служба. Конечно, всё это нужно модернизировать, но оно есть", - рассказала она.

По её оценке, в сутки пассажиропоток составляет 17 тысяч человек. При стоимости билета в 25 рублей, выручка за месяц по всем направлениям составит около 13 миллионов рублей. К слову, на вопрос журналиста 47news, знает ли он, какой кусок пирога откусил, Владимир Автухов заявил, что ещё не считал.

Заместитель начальника управления по транспорту Михаил Присяжнюк по этому поводу заметил, что в случае, когда район обслуживает небольшое количество перевозчиков, у компаний есть возможность заложить в свои экономические планы лизинговые инвестиционные программы, и только так они смогут закупать новую технику. "Сейчас претензий граждан из Тихвина не так много, так что потихоньку всё образуется. Но первое время было нервно, конечно, город маленький, все переживают", - объяснил он.

Кстати, к транспортному коллапсу может привести и политика администрации Соснового Бора. Там тоже недавно провели конкурс, и все лоты выиграло ООО "Ленинградская АЭС-Авто", которое принадлежит на 100% ООО "Энергоатоминвест", которое в свою очередь принадлежит концерну "Росэнергоатом".

Помимо основных и прибыльных, есть два маршрута, которые выполняло муниципальное предприятие. Администрация города решила его ликвидировать, так что в ближайшее время пассажиры автобусов № 9 и № 20 столкнутся с тем, что им не на чем будет ездить. "Такая недальновидная политика привела к тому, что МУП развалили, а кто людей будет возить, не подумали", - добавил собеседник 47news на Суворовском, 67.

В целом же ничего удивительного не происходит, поскольку все изменения на транспортном рынке Ленобласти начинаются именно с того, что первое время людям не на чем уезжать на работу. Так было, когда в дело вступил "Леноблпассажиравтотранс", стреляли в своё время в Морозовке. В Светогорске передел рынка стартовал с масштабного коллапса. 

Но пока Михаил Присяжнюк, в рамках успокоения населения, пообещал, что никаких конкурсов до конца 2019 года разыгрываться не будет. Объяснил это тем, что перевозчикам во всех районах, где местные администрации не проводили конкурсы, будут выданы маршрутные карты.

Самым лаконичным стоит признать комментарий вице-губернатора Михаила Москвина, отвечающего и за транспорт: "Всё эти проблемы из-за местечковости".

 

Юлия Гильмшина,
47news