Короли выборгских бензоколонок с опозданием на десять лет входят в эпоху реформации. В гостинице "Дружба" с молотка пустят десять АЗС и мотель. Нефтебаза на улице Данилова пока в распродаже не участвует. А все так вкусно начиналось в  90-е.

Считается, что пределом мечтаний человека дела с американского Среднего Запада является бензоколонка и придорожный мотель. Люди дела из Выборга приняли решение попрощаться с American Dream: ООО "Выборгская топливная компания" (ВТК) продаёт десять автозаправок около российско-финляндской границы и мотель "Огоньки" на трассе "Скандинавия" в Первомайском поселении. О назначенном на 17 июля аукционе уведомил сайт компании.

Горюче-смазочный бизнес с элементами придорожного сервиса "ВТК" нарезан на одиннадцать лотов, разного размера и, соответственно, стоимости. Суммарная стартовая цена всех лотов сопоставляет 1,2 миллиарда рублей. Любой аукцион подразумевает уместность торга, шаг которого варьируется от  100 до 500 тысяч рублей. Удара молотка аукциониста в гостинице "Дружба" ждут три автозаправки с кафе у пунктов пропуска "Торфяновка", "Брусничное" и Светогорск, в городах Приморск и Каменногорск, а также в самом Выборге. Новый владелец должен появиться у мотеля "Огоньки" и АЗС при нём.

Согласно данным "СПАРК Интерфакс" "ВТК" принадлежит пятерым, хорошо известным в Выборге, физическим лицам. Авторитетному депутату Александру Петрову принадлежит 21,28% компании. У Эльвиры Патраевой, экс-супруги бывшего первого вице-губернатора Ленобласти Константина Патраева, - 9,57%. Оставшиеся 69,15% в разных долях принадлежат традиционным партнёрам и давним соратникам Петрова — Наталье Беликовой, Юрию Паймулину и Сергею Паршину.

Александр Петров решил не рассказывать 47news о причинах принятого решения.

"Саша, зачем тебе это надо, останьтесь людьми, до конца людьми. Решение принято, потому что принято. И я никому не обязан объяснять, почему я что-то решил. Если захочу объяснить, то найду возможность, как это сделать", - заявил 47news Петров.

На что в мыслях автор ответил: "Тезка, я все равно уважаю твою позицию".

Экс-вице-губернатор Константин Патраев, который, как кажется, мог быть в курсе решения по "ВТК", по традиции, услышав имя 47news, сослался на плохую связь.

Тогда журналист про себя произнес: "А вот у Петрова-то – позиция".  

Рассуждая о причинах расставания "ВТК" с автозаправками, эксперты, прежде всего, делают акцент на текущем моменте, то есть на бензиновом кризисе. Цена на топливо растёт, в народе кипит возмущение, а правительство грозится принять меры. Социальная ответственность не всегда идёт под руку с бизнесом. Задача предпринимателя — зарабатывать деньги, а не работать на социальную справедливость.

Однако районная в десять заправок сеть "ВТК" имеет свою специфику. 47news неоднократно указывал на клиентскую базу "ВТК". Топливо у экс-супруги вице-губернатора покупало ОАО "Выборгский водоканал". А УФАС интересовалась дизельными контрактами между "ВТК" и МКУ "Единое управление муниципальными заказами". Минувший 2017 год стал самым удачным в деятельности компании в новейшей истории. "ВТК" приняла участие в 108 процедурах госзакупок, а в итоге заключила 82 контракта на 119,1 миллиона рублей. На объектах компании заправляли машины "Выборгтеплоэнерго", Выборгской таможни, выборгское Погрануправление ФСБ, ООО "Приморский торговый порт", ФГУ "Сайменский канал", администрации Советского и Первомайского сельских поселений и многие другие. На трассе "Скандинавия" и на границе с Финляндией представлены многие топливные монстры. Здесь Neste соседствует с "ПТК", а "Лукойл" смотрит на BP и "Роснефть". Однако районная "Выборгская топливная компания" уверенно держала заправочные пистолеты на Карельском перешейке. Ведь за её спиной стояли корпоративные клиенты с талонами на Евро-5.

47news не склонен считать веерную распродажу АЗС "ВТК" сиюминутной конъюнктурой. Это компания историческая. И она в локальном масштабе проделывает тот же путь, что и другие игроки топливного рынка Северо-Запада: от фирмы с признаками привилегии, до одной из. Просто путь этот был не такой спешный, как в Петербурге. Формально "ВТК" с ноября 2014 года является правопреемником "Выборгская топливная компания", образованной и зарегистрированной в декабре 2001 года. Но, так или иначе, "ВТК" известна на рынке с 1996 года. А здесь надо понимать, что, собственно, середина 90-х годов — это удобное время прихода в топливный бизнес людей, кто прежде практиковали иной сервис. И, как правило, силовое предпринимательство. Так что, увы, не обойтись нам без взгляда в прошлое.

Для карты АЗС Петербурга и Ленобласти знаковым местом является заправка в Александровском парке напротив Иоанновского моста Петропавловской крепости. Открыточный вид на равелины привлекал туристов. Им предлагали стандартный набор сувениров и перекус. А с шашлыков у этой заправки начинал даже будущий депутат Госдумы Михаил Глущенко. В августе 2015 года его приговорили к 17 годам за организацию убийства Галины Старовойтовой. Глущенко - яркий представитель "тамбовской" эпохи Владимира Кумарина-Барсукова. Кругозор у Кумарина широкий. Он не только смотрел на стряпню Глущенко, но и за тем, как к заправке у Петропавловки подъезжают машины. В его голову и пришла довольно стандартная мысль. Кумарин прекрасно понимал, что нефтяных скважин не было ни в Петербурге, ни в Петрограде, ни Ленинграде. Но если на заправке есть топливо, значит, его туда кто-то привозит, а, следовательно, где-то должна быть большая труба. Кумарин её нашёл. В 1994 году появляется "Петербургская топливная компания" (ПТК) и долгосрочный договор аренды нефтебазы "Ручьи". "ПТК" становится гарантированным поставщиком горючего структуре жизнеобеспечения города. Но Кумарин хотя и был официальным вице-президентом "ПТК" с 1998 по 2000 годы — это всё же часть истории компании. К тому же, после ареста Кумарина в 2007 году руководство компании методично заявляет, что между Кумариным и ПТК нет ничего общего. Как говорится, кто бы сомневался.  

Еще один интересный и показательный момент из середины 90-х. За год до создания "Выборгской топливной компании" в Петербурге появляется компания "Совэкс", что  начинает контролировать заправку самолётов в аэропорту Пулково. Один из  соучредителей "Совэкса" - Дмитрий Скигин. Его партнёры тоже известные люди — Илья Трабер и Сергей Васильев, что сегодня беспощадно парит на личном вертолете и украшает Петербург своими "Роллс Ройсами".  В 1996 году трио входит в состав совета директоров "Петербургского нефтяного терминала" - крупнейшего нефтеперевалочного пункта на Балтике. Скигин умер в 2003 году. А через три года, в мае 2006, кортеж Васильева был расстрелян на пересечении Левашовского проспекта и Ординарной улицы. Обвинение в организации покушения на топливного бизнесмена было предъявлено Владимиру Барсукову. В 2014 году его оправдали присяжные. Затем Верховный суд РФ этот приговор отменил. А очередные присяжные всё же признали Барсукова виновным. Но если на рубеже веков о ПНТ о говорили  в единственном числе, так как, по сути, стивидору приходилось конкурировать только с портами соседних государств, то сегодня уже есть нефтетерминалы в Высоцке и Приморске.

Продажа "Выборгской топливной компанией" своих бензоколонок — суть продолжение этой большой топливной истории. Просто Выборгский замок продержался дольше. К тому же, в структуру "ВТК" входят не только бензоколонки с придорожными кафе. Компания владеет и нефтебазой в Выборге на улице Данилова. Собственно, сюда цистернами и поступает топливо с нефтеперерабатывающих заводов Киришей, Ярославля и Омска. В списке аукционных лотов комплекса на улице Данилова, 11 найти не удалось.

Тогда, извините, в каждом приличном замке есть еще и внутренняя крепость.

Александр Калинин,
47
news