Под 27 миллионов долларов в месяц могли зарабатывать контрабандисты, завозившие груз эшелонами. Они так старались, что их все же заметили в Москве. Теперь 47news подскажет, кого пророчат в новые начальники таможни Северо-Запада.

Околотаможенное пространство Северо-Запада обсуждает кандидатов на пост нового руководителя таможенного управления (СЗТУ). Хотя официально в ведомстве нашему изданию не подтвердили тот факт, что его нынешний руководитель генерал-лейтенант таможенной службы Александр Гетман написал рапорт об уходе, отсутствие опровержений указывает - бумага им подписана, и сейчас запущена стадия технических процедур.

Мы приоткроем интригу и назовем имена двух основных претендентов на его место, кандидатуры которых рассматривают в Москве. По данным 47news, это нынешний руководитель Московской областной таможни (МОТ) Вячеслав Голоскоков и руководитель Балтийской таможни в составе СЗТУ - Сергей Сенько.

Генерал-лейтенанту таможенной службы Голоскокову 58 лет. В МОТ он пришел из Уральского таможенного управления, до этого занимал должность начальника управления рисков и оперативного контроля всей ФТС, а ранее шесть лет руководил Приволжским таможенным управлением. Что же касается 49-летнего генерал-майора таможенной службы Сергея Сенько, то в таможне он с 1993 года. Начинал инспектором на финской границе, а до прихода на нынешнюю позицию возглавлял одно из управлений в СЗТУ.

Таким образом, появление на посту главы СЗТУ Голоскокова для местных равнозначно приходу варяга — притяжения к Северо-Западу у него нет. Кроме того, он считается неудобным руководителем, сумевшим за время управления МОТ сократить с десяток таможенных постов. С учетом числа и веса интересантов в столице, его устойчивость можно назвать колоссальной. Это характер — два ордена Голоскоков получил, командуя разведротой в Афганистане. 

Лояльный же к нынешнему руководству таможни Сенько местным вполне ясен. Он не прост и имеет свой ресурс в столице. Если для него это назначение станет прыжком вверх через ступеньку, то для Голоскокова оно движение в горизонтали. Если не вниз. Ведь МОТ — крупнейшая таможня в стране, подчиняется непосредственно ФТС и в день оформляет в среднем 3 тысячи деклараций — на треть больше, чем все таможни в структуре СЗТУ. 

Впрочем, не стоит недооценивать и Северо-Западную таможню. Почти пятую часть доходов 13-триллионного бюджета РФ за прошлый год составили ввозные пошлины и акцизы. В свою очередь, более пятой части от этих 2,5 триллионов рублей были собраны на территории, подведомственной СЗТУ. Речь идет примерно о 520 миллиардах рублей. Кстати, это на 28 миллиардов больше, чем собрала МОТ, хотя у нее и большее число деклараций.

Теперь важная деталь - таможенников, несмотря на офицерские звания, можно назвать силовиками лишь условно. ФТС подчиняется Минфину, Минфин же и назначает, в отличие от силовиков, которые проходят процедуры в Администрации президента. Лишь красивые генеральские звания присуждает глава страны после соответствующих документов в администрации. 

А вот контролируют таможню выходцы из Госбезопасности — как известно, руководитель ФТС Владимир Булавин имеет звание генерал-полковника ФСБ. Среди его заместителей тоже хватает людей с Лубянки. Например, Анатолий Серышев до 2013 года возглавлял УФСБ по Карелии. Он тоже генерал-полковник ФСБ. Служил в контрразведке и Андрей Струков. Вообще, единственным представителем Минфина в руководстве ФТС считается майор таможенной службы Тимур Максимов, до начала 2017 года работавший помощником министра финансов. Но вряд ли он столь активен, что рассматривается как тяжелая фигура на этой доске. 

В последнее время 47news много писал о внимании контрразведки к Северо-Западной таможне. Так, в начале марта сотрудники таможенного отдела Службы экономической безопасности (СЭБ) УФСБ зашли с обысками в кабинет к начальнику Кингисеппской таможни Сергею Слепухину. Своего кресла он лишился. Через несколько дней контрразведка пришла к генерал-майору начальнику Северо-Западной оперативной таможни (СЗОТ) Александру Безлюдскому. На следующий день был задержан экс-сотрудник отдела по борьбе с экономическими таможенными правонарушениями СЗОТ 41-летний Захар Сычев.

По данным 47news, у начала этого блицкрига есть и конкретная дата, на которой ранее внимание мы не заостряли — 19 февраля. В тот день сотрудниками оперативной таможни в Ивангороде были задержаны два вагона с контрабандой на сумму около 400 тысяч долларов. Другое дело, что и эта операция сотрудников отдела по борьбе с экономическими преступлениями СЗОТ не прошла без толчка со стороны ФСБ.

По данным 47news, "железнодорожная схема" в Ивангороде действовала как минимум пару лет. Составы, в которых якобы находились строительные товары, отправляли из Эстонии в адрес зарегистрированных в Петербурге и Ленобласти фирм. На деле в вагонах находились вещи, алкоголь, автомобильные запчасти и другие товары народного потребления, которые ввозить при уплате всех положенных пошлин – нерентабельно. 

После пересечения границы поезда прибывали на сортировочную станцию Ивангорода, где контрабанда перегружалась в автомобили и отбывала в сторону столицы. Любопытно же работала схема прикрытия: десяток грузовиков с реальными стройтоварами курсировал между ивангородской сортировкой и одним из терминалов на Кингисеппской таможне. Там груз проходил декларирование, после чего машины покидали терминал, на них менялись номера, а вся процедура многократно повторялась. Своего рода – карусель на выборах. 

А самое важное здесь — математика. По данным нашего издания, в хороший месяц на сортировку могло прибывать до 200 вагонов с контрабандой: это около 600 стандартных контейнеров. Стоимость растаможки одного контейнера со стройтоварами — около 5 тысяч долларов, а контейнера с вещами - минимум 50 тысяч долларов. То есть прибыль могла достигать 27 миллионов долларов в месяц. Ну, а такие суммы заметны даже из Москвы. Или вдруг стали заметны в столице. Если вдруг, значит кто-то занижал объем серого груза, автоматически  уменьшая конвертную прибыль. 

Артем Шалякин,
47news