На строителей дороги СНТ "Защита" в токсовских лесах налетели автоматчики. Водителей держали как в плену, а технику забрали. Это не боевик, а просто отголоски раздела земель Ржевского полигона ценой в 1,7 триллиона рублей.

Кажется, впервые со времён окончания Великой Отечественной войны во всеволожских лесах можно было наблюдать, как вооруженные люди в камуфляже героически бросаются под гусеницы тяжёлой техники. Правда, вместо традиционного "Ура!" среди токсовских елей и сосен раздавались вариации на тему "покинуть кабину" и "технику не глушить".

Всё случилось днём четверга, 28 сентября.  Бульдозер, экскаватор и самосвал работали на строительстве дороги в лесу между садоводствами "Лазурное" и "Озёрное". Внезапно из зарослей к ним устремились пятеро вооружённых "калашниковыми" мужчин, лица которых были скрыты масками-балаклавами. Рейд был максимально успешен. По словам  водителей, их мгновенно вытащили из кабин, лишили документов и мобильных телефонов, отвели в ближайшие кусты. Там трое пленных провели следующие пять часов под присмотром нападавших. Мы не будем сгущать краски и придумывать, как они нервничали под прицелами автоматов. В итоге водители были просто отпущены восвояси, а вот техника с места спецоперации исчезла.

Но на самом деле сюжет лишён гангстерской романтики. Вооруженные оказались бойцами СОБР Росгвардии, а машины были отправлены на штрафстоянку прибывшими следом оперативниками экономической полиции Главка и сотрудниками Росприроднадзора. КАМаЗ покинул место небоевых действий своим ходом, а гусеничную технику уже в сумерках вывозили тягачами.

Строительством дороги в этом месте занимается СНТ "Защита", с которым уже несколько лет борются экоактивисты, утверждающие, что садоводство незаконно захватило леса, принадлежащие Министерству обороны. В свою очередь, руководство СНТ судится с военным ведомством вплоть до Верховного суда. Последний в 2014 году решил, что садоводство является правопреемником садоводческого товарищества "Защита", зарегистрированного всеволожской районной администрацией ещё в 1996 году. То есть существует законно. А в конце 2015 году СНТ смогло отсудить у районных властей ещё семь земельных участков — к этой территории и прокладывается дорога.

Как выяснил 47news, нынешнее вмешательство силового и природоохранного ведомства было вызвано заявлением депутата петербургского ЗакСа от партии "Яблоко" Михаила Амосова.

"Ко мне обратились жители садоводств "Лазурное" и "Озёрное", которые сообщили, что в лесу рядом с их домами незаконно вырубается лес. В генплане Токсовского поселения такая дорога действительно отсутствует. Я написал депутатский запрос по этому поводу, и экономическая полиция начала проверку", - объяснил он.

Пока полицейские изучают документы, Росприроднадзор уже сделал вывод — СНТ "Защита" допустило правонарушение: снятие и перемещение плодородного слоя почвы при строительстве дороги в лесу, принадлежащему Министерству обороны. Было возбуждено административное производство, в рамках которого и арестована техника.

А вот председатель СНТ "Защита" Сергей Атаманчук утверждает, что дорога в этом месте существует исторически и сейчас просто реконструируется. Ну, а действия правоохранителей он и вовсе эмоционально охарактеризовал. А как — не скажем.

"Мы делаем полагающийся законом пожарный въезд для полученных по суду земельных участков. Я предоставил полиции все документы, объясняющие законность наших действий, ещё за 10 дней до изъятия техники. В тот день я приехал в 20 часов в СНТ "Озёрное", через которое увозили трактор и экскаватор, а мне говорят - "завтра документы будут". То есть акт изъятия техники составлен задним числом", - возмутился он.

Жалобу на действия полиции Атаманчук направил руководству ГУ МВД по Петербургу и Ленобласти, в областные прокуратуру  и Следком.

Что же касается отсутствия дороги в генплане Токсовского поселения, то читатель может улыбнуться. В нём нет не только дороги, но и самого СНТ "Защита", как и ряда других жилых массивов.

Корень путаницы вновь уходит в без преувеличения великую схему отчуждения земель Ржевского полигона Минобороны. Если кто не знает, то в декабре 2011 года глава администрации Всеволожского района Александр Соболенко дал поручение провести на территории полигона землеустроительные работы, по итогам которых были образованы 43 земельных участка общей площадью 510,73 гектара. Все участки практически сразу были поставлены на кадастровый учёт, а зимой 2012 года у участков появились новые официальные владельцы. При рыночной стоимости более чем 3 миллиарда рублей, они были проданы примерно за 75 миллионов. В итоге, на бывшей военной собственности появились более 30 садоводств, были зарегистрированы юрлица, построены дороги, линии электропередач, проложен газопровод.

После громкого разоблачения главы департамента имущественных отношений Минобороны Евгении Васильевой и отставки министра обороны Сердюкова государство попыталось вернуть утраченные активы — с этого момента и началась судебно-земельная чехарда. Впрочем, куда значительнее история с другим куском полигона, площадью 74 тысячи гектаров, в 2015 году присоединённым к Всеволожску. Ведь в перспективе застройки такая земля стоит космических 1,7 триллиона рублей.  

А напоследок отметим — пока силовые акции в лесах удивляют, то визиты спецназа в администрации Всеволожска и Всеволожского района можно если и считать новостями, то тактическими.