После ареста главного полицейского Киришского района по подозрению в заботе о дизельной мафии 47news собрал информацию  о незаконных врезках в топливопроводы Ленобласти за последние годы. По масштабу ясно - без людей в погонах такой объем не осилить даже очень ловким.  

Приморский районный суд Петербурга 5 августа еле справился с арестом дюжины взрослых мужчин из Киришского района. Среди них начальник киришского ОМВД Дмитрий Тимченко. Ему вменяют организацию преступного сообщества для системной кражи дизельного топлива из топливопровода компании "Транснефть-Балтика".

47news посмотрел в сторону конкретных цифр и собрал статистику, которая объясняет, почему на каждой без исключения дороге Ленбласти вы можете увидеть объявление, прибитое к березе: "Заправка — дешево".    

За последние 10 лет в 47-м регионе было обнаружено 430 нелегальных врезок в топливопроводы. Большинство из них были сделаны на высоком технологическом уровне. Дизель стандарта "Евро-5", выкачанный из трубы, поступает на нелегальные заправки. По оценкам экспертов петербургского "Нефтяного клуба", в Ленобласти их не меньше двух сотен. Если мерить в деньгах, то выручка этих точек колеблется на уровне миллиарда рублей в год. По данным службы безопасности "Транснефть-Балтики", в последние годы хищениями топлива занимаются девять преступных группировок. Одну из которых так показательно ликвидировали в Киришах.

Топливных бутлегеров в первую очередь интересует принадлежащий "Транснефть-Балтике" трубопровод "Кириши-Приморск". По нему качественный дизель идёт на экспорт. По Ленинградской области проходит подземная труба протяженностью около 300 км через Киришский, Кировский, Всеволожский и Выборгский районы.

Особенно бойко торговля "с колес" ведется на федеральных магистралях "Россия", "Скандинавия" и "Кола". Что логично, ведь основными покупателями становятся дальнобойщики. И лишь очень нелюбознательному полицейскому в районах, по которым проходят эти трассы, ничего не скажут названия наиболее активных группировок, действующих на этом рынке. Это так называемые "Мелкие", "Спортсмены", преступные группы "Седого", "Рыжего" "Монаха" и  "Латышей".

Что касается последних, считается, что идея врезок пришла со стороны именно Латвийской республики. Первый опыт  "латышские" получили еще в 90-х годах на дизельной трубе "Унеча — Вентспилс". Однако после того, как строптивых прибалтов стали душить экономическими санкциями и были введены ограничения на поставки дизельного топлива через вентспилский порт, они решили попробовать себя на трубах Ленобласти.

Технологически система похищения выглядит так: от врезки, сделанной с применением оборудования, позволяющего обмануть датчики давления в трубопроводе, идет отвод к резервуару. Отметим тонкость. Для обхода датчиков преступники всверливаются в трубу постепенно, начиная с совсем мизерного отверстия. В течение достаточно длительного времени его постепенно расширяют с использованием все большего сверла. Таким образом, давление падает незаметно. Кстати, стоимость оборудования для врезок исчисляется десятками тысяч евро и закупается у легальных поставщиков оборудования для нефтедобычи на Западе.  

Длина некоторых отводов достигает нескольких километров, а сам шланг в усиливающем кожухе может залегать на глубине до трёх метров. От врезки идет отвод к резиново-тканевому резервуару. Его, естественно, маскируют. На сегодняшний день почти все врезки автоматизированы. Открытие и закрытие задвижки, позволяющей откачивать дизель, производится дистанционно, при помощи приложения для мобильного телефона. В самом резервуаре установлены датчики наполнения. Точки сбора оборудованы веб-камерами, работающими в режиме он-лайн. Именно поэтому сотрудники службы безопасности, обнаружив врезку и место накопления топлива, зачастую сутками караулят автоцистерну, которая приезжает за украденным топливом.   

Но в большинстве случаев похищенный дизель вывозят без проблем. После оформления   фиктивных документов топливо поступает на нелегальные АЗС. Чаще всего это модульные заправки.

1410272.jpeg kharkov.all.biz

Для понимания скажем, что судя по предложениям о доставке дизельного топлива в соцсетях, приобрести дизельное топливо из Киришей "Евро-5" с доставкой в не самый близкий поселок Ленобласти можно за 31,5 — 32,8 рубля. В разговоре с 47news торговцы были уверены в себе и даже раскованы. Естественно, на заправках цены выше. На АЗС Санкт-Петербурга и Ленобласти его стоимость составляет от 36,4 до 38 рублей за литр. Для дальнобойщика на тысяче литров экономия составит 6-7 тысяч рублей, что при нынешнем тяжелом положении в перевозках сумма значительная.

Что касается нашумевшего Киришского района, то для топливных логистов он оставался самым проблемным. Число незаконных врезок там постоянно росло. Если в 2013 году "Транснефть-Балтики" обнаружила 3 врезки, то в минувшем - 17. В 2014 ущерб оценивался в 700 тонн. Таким образом, почти шестикратный рост количества врезок позволяет предположить более чем о 4 тысячах похищенных тонн. Здесь надо понимать, что это только обнаруженные врезки. Реальный ущерб, скорее всего, как минимум на порядок больше.  

Киришский район хоть и лидер по врезкам, но не явление. Регулярно сливают дизель во Всеволожском районе. В отчётах фигурируют и выборгское Симагино, и кировское Синявино. Что касается Всеволожского района, то 47news не раз писал о мультимиллионере из 90-х Александре Вершинине. О нем говорят как о короле врезок. Кстати, он не только замечен в личном участии в присоединении к трубопроводу, но и вполне легально строит нефтеперерабатывающий завод в тосненской Любани. Правда, сейчас Вершинин, скрывшийся прямо с обыска в своём доме,  находится в привычных для него бегах.

Всего же за последние 4,5 года в Киришском районе было найдено полсотни врезок. Возбуждено 41 уголовное дело, задержано 19 человек. Но до суда дошли лишь три истории, по которым осуждены четверо. В службе безопасности "Транснефть-Балтики" не раз отмечали равнодушие местной полиции, а также либеральность киришского следствия. "Задержанных регулярно отпускали под подписку о невыезде, после чего подозреваемые испарялись", - отметили собеседники в компании.

Так, они, в частности, вспомнили, как двое врезчиков, три года назад задержанных киришскими полицейскими в посёлке Кусино, чудесным образом скрылись с места преступления. В другой раз сотрудники полицейского Главка задержали целую группу на территории биохимического завода в Киришах. После передачи в местное ОМВД задержанные были выпущены на свободу и больше в поле зрения не появлялись. "Эта тенденция наметилась еще начиная с 2013 года, и по сей день борьба с врезчиками в Киришском районе ограничивается задержанием и почти никогда не доходит до предъявления обвинений", - отметили в управлении СК Ленобласти.

Здесь уместно вспомнить строчки из постановления о возбуждении уголовного дела по "киришским": "...участие сотрудников полиции при этом выражалось в сокрытии данной преступной деятельности, предоставлении информации о планируемых оперативно-разыскных мероприятиях...".

"А что тут удивительного? Вот показывают вам сюжет про мексиканских наркобаронов с их миллиардным бизнесом. И все прекрасно понимают — без помощи полиции все эти картели работать бы не смогли. У нас в Ленобласти то же самое, только по телевизору редко об этом рассказывают",- поделился один из следователей.

Кстати, вот деталь. На избрании меры пресечения Дмитрию Тимченко следствие пообещало предоставить суду результаты прослушивания его телефонных переговоров. При этом мы уже писали о том, что Киришский район представляет собой достаточно закрытую систему элит, где плотная связь по любым финансовым направлениям неизбежна. Таким образом, у широкой общественности появится шанс узнать, кто еще в районе был в доле и влиял на бизнес на врезках. Конечно, это произойдет, если суд не закроет заседания, как это произошло 5 августа.