Когда россиянин достигает 45–55 лет, его заработок снижается на 15–20% из-за дискриминации по возрасту, пишет газета "Ведомости" со ссылкой на иследование Высшей школы экономики.

Если в развитых странах пик заработка человека приходится на 45–59 лет, то в России – на 25–44 года, посчитали они на основе данных Российского мониторинга экономического положения и здоровья населения за 2004–2015 гг. У мужчин в России доходы из-за возраста сокращаются быстрее, чем у женщин: уже в 45–55 лет они зарабатывают на 15% меньше, чем их коллеги 35–44 лет, а после 55 лет – еще на 22% меньше. Женщины сталкиваются с возрастной дискриминацией, лишь достигнув пенсионного возраста: с 55 лет их заработки сокращаются по сравнению с более молодыми коллегами на 16%, с 65 лет – еще на 20%. Для сравнения: в США доход пожилых людей снижается лишь на 2,5%.

Работодатели считают возрастных сотрудников менее продуктивными и креативными, и это отражается на уровне зарплат, пишут авторы исследования.

В ближайшие 10 лет российские компании столкнутся с ростом числа пожилых сотрудников, предупреждают исследователи, и их дискриминация может обернуться дефицитом рабочей силы. Для возрастных работников нужно создавать особые условия труда, считают они: обучать и повышать квалификацию, снижать нагрузку и стресс – например, переводить на работу, требующую меньших усилий и ответственности, создавать "межпоколенческие" команды и привлекать пожилых работников в качестве наставников молодежи, предоставлять им гибкий график, чтобы снижение заработка компенсировалось наличием свободного времени.

Чтобы заработки росли до пенсии, необходимо постоянное накопление человеческого капитала в течение всей трудовой жизни либо такие механизмы формирования зарплат, которые будут стимулировать работодателей платить больше людям в возрасте, а не начинающим, считают эксперты.

В большинстве развитых стран заработки растут до пенсионного возраста, а затем немного снижаются, но в России такие механизмы не действуют: человек зарабатывает в соответствии со своей производительностью труда, а у 30-летних она часто выше, чем у 50–60-летних.