Несмотря на объявленную просушку дорог, большегрузы продолжают разрушать оставшийся в Ленобласти асфальт. "Ленавтодор" рвется взвешивать нарушителей и на кривых площадках. А в ГИБДД советуют потратить 60 миллионов. Все ради самосохранения.

В начале апреля была объявлена просушка областных дорог, но грузовики продолжают ездить по удобным им маршрутам. Особой популярностью у большегрузов пользуются региональные дороги в Тосненском районе, где реализуется масштабный проект по строительству платной трассы М-11 "Москва — Петербург"

Местные жители возмущены, а группы в социальных сетях пестрят сообщениями - после фур легковым автомобилям не проехать. Вопрос о том, какие ведомства следят за происходящим, для граждан один из самых актуальных.

444.jpg фото читателей 47news

О ситуации знают в государственном казенном учреждении "Ленавтодор". На протяжении последних трех лет с помощью ГИБДД ведомство осуществляло взвешивание большегрузов на дорогах. В марте каждого года оно утверждало с дорожной полицией график работы передвижных постов весового контроля (ППВК) и просило у силовиков экипажи ДПС для остановки грузовиков.

Согласно приказу Минтранса РФ, весовым и габаритным контролем фур занимаются хозяин региональных дорог Ленобласти — "Ленавтодор" и подразделение Ространснадзора - Северо-Западное межрегиональное управление государственного автодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта и ГБДДД.

Взвешивать грузовики разрешено лишь на специально подготовленных площадках. По закону, процедура должна проходить на хорошо освещенном участке. Он должен быть оборудован полосой торможения и разгона, стационарными динамическими весами, системой видеоконтроля, временной стоянкой, помещением для персонала, системой жизнеобеспечения, интернетом и терминалом для приема электронных платежей. Именно на такую подготовленную площадку и должен приезжать автомобиль с весами.

Ничего подобного на областных дорогах нет и не было. Но раньше это не мешало ведомствам отлавливать нарушителей. Ответственные лица понятийно договаривались друг с другом о времени и месте и выезжали работать. Останавливали грузовики, взвешивали и выписывали штраф, если был перегруз.

По данным 47news, в 2014 году за перегруз были оштрафованы 9600 водителей, в 2015 — 9200. В 2016 году количество нарушений снизилось в два раза: всего 4500 грузовиков были пойманы за разбитие областных дорог. Заслуги чиновников здесь нет, на федеральные трассы вышел Ространснадзор. Но только на федеральные.

В этом году Управление ГИБДД по Петербургу и Ленобласти в ответ на запрос "Ленавтодора" о согласовании мест для взвешивания попросило полный пакет документов на площадки.

Полицейские запросили сертификат на весы, свидетельство о метрологической поверке оборудования и паспорт оборудованной площадки. Не забыли силовики напомнить дорожникам и о том, что предложенные участки дорог не содержат информации о площадке взвешивания. Это логично, ведь как писалось выше, площадок в Ленобласти нет. 

"Ситуация получается патовая: по закону большегрузы остановить может только инспектор ГИБДД. Приказ Минтранса тоже говорит о том, что мы с дорожной инспекцией должны работать вместе. На деле же выходит, что о государственном имуществе каждый заботится по-своему. А отражается это все на жителях: к ним не может проехать "Скорая помощь" по разбитой большегрузами дороге, или приходится менять подвеску после поездки по колее, оставленной лесовозом", - эмоционально рассказал 47news глава "Ленавтодора" Денис Седов. 

Дорожники также обращаются и в СЗМУГАДН, сотрудники которого могут останавливать грузовики. Но, по их словам, от этого ведомства толку мало. "Нет формы и машин преследования. Водители фур могут их просто игнорировать".

Замначальника отдела контроля международных перевозок СЗМУГАДН Роман Оников рассказал 47news, что его ведомство не может работать на региональных дорогах из-за отсутствия тех самых оборудованных площадок. "Вот на федеральных трассах всё в порядке, работы ведутся", - заявил он.

Ещё в прошлом году "Ленавтодор" прорабатывал вопрос об организации площадок, оборудованных по правилам. Выяснилось, что они обойдутся больше чем в 60 миллионов рублей. Найти эти деньги дорожникам, по их словам, сложно. Другим аргументом дорожников является то, что строительство займет несколько лет, а использоваться площадки будут всего один месяц за год. 

Полиция же объясняет свое требование юридической грамотностью нелегальных перевозчиков. "Раньше мы всегда шли навстречу "Ленавтодору". Но нам надоело, что все чаще повторяется ситуация, когда перевозчик, на законных в общем-то основаниях, заявляет в суде, что его взвешивали с нарушением закона. Суд отменяет штраф, и понесённые перевозчиком затраты ложатся на нас. И время потеряно, и результат минусовой. Крайние получаемся мы, а "Ленавтодор" все не может построить эти злосчастные площадки. При том, что дорожный фонд Ленобласти составляет почти 10 миллиардов рублей, которые чиновники из года в год не могут освоить. Зато сегодня нас просят пойти на нарушение закона", - не менее эмоционально описали происходящее в УГИБДД.

В дорожной полиции полагают, что если "Ленавтодор" решит потратить бюджетные деньги на десять условных площадок для взвешивания, то за счёт величины штрафов они вернутся в казну месяца за полтора. "Ведь размер штрафов за подобные нарушения значительно увеличился и достиг сотен тысяч рублей. Уменьшился бы и фактический ущерб дорогам. "Перевозчики это прекрасно осознают. Поэтому на риск пошло бы значительно меньшее количество водителей", - отметили в Управлении ГИБДД.

По словам собеседника 47news в областном правительстве, причина происходящего — буквальное исполнение закона в одном ведомстве и нежелание тратить деньги в другом. "В обоих случаях из чувства самосохранения", - отметил чиновник.

Дарья Калинич,
47news