У границы с Финляндией снова погибли туристы из России. Это произошло на том же месте, что и три года назад. На этот раз жертвами технической дороги вдоль Сайменского канала стали сотрудники петербургского Водоканала. 47news услышал, что те же финны не успели посыпать лед песком, а те же русские - не проконтролировали.   

Около девяти утра 16 марта 56-летний водитель китайского автобуса Yutong с туристами Александр Богатырев плавно входил в поворот на 18-м километре дороги вдоль Сайменского канала неподалеку от пограничного пункта "Брусничное" в Выборгском районе Ленобласти. На трассе был лед, шофер стал притормаживать, задние колеса повело на обочину и машину развернуло на 180 градусов. Уже в кювете она опрокинулась.

В автобусе, кроме водителя, находился 31 человек, сотрудники ГУП "Водоканал Санкт-Петербурга" и их родственники. Они ехали на экскурсию в финский город Лаппеенранта, тур организовал профсоюзный комитет.  

От полученных травм скончались три женщины - 56-летняя Вера Петрова, 63-летняя Людмила Таликова, 61-летняя Галина Садкова. А в приемный покой выборгской ЦРБ  доставили 26 живых, детей среди них не было. Шестеро были сразу осмотрены и отпущены. Среди оставшихся двадцати раненых оказалось 17 женщин,  - сообщила официальный представитель больницы Татьяна Костарева. Четырех самых тяжелых практически сразу  госпитализировали в Петербург двумя бортами вертолетов "Медспаса", на одном из них пилот нашел место для дочери пострадавшей. Позже в город были транспортированы еще несколько человек.

Фото: ivbg.ru

Три года назад в дорожной аварии на этом же месте погибли 10 человек. Тогда микроавтобус, ехавший из Петербурга в Финляндию, врезался в лесовоз на встречке. Мы писали об этом в материале "Финский каток для десяти жизней". Тогда не нашлось ни одного ведомства или органа власти, где бы не заявили, что надо срочно что-то делать с дорогой вдоль Сайменского канала

Известно, что автобус, попавший в ДТП 16 марта, был взят в аренду у 22-летнего петербуржца Павла Полянского. Арендовало его некое ООО "Восход-АВС-Авто",  зарегистрированное на улице Хрустальной в Петербурге. Его директор Александр Глушков оказался в курсе ситуации. "Мы перевозчики, нас наняла турфирма, это автобус заказной и ехал из Петербурга", - неохотно сообщил Глушков и бросил трубку. 47news понимает, что у него сегодня общение с журналистами далеко не на первом месте. Упомянутой Глушковым турфирмой, по предварительным данным, является компания "Европа-Тур", но дозвониться до офиса по телефону, указанному на сайте, не удалось.

По предварительным данным, одной из причин заноса, помимо гололеда, могло стать рискованное  решение, принятое водителем. Вместо того, чтобы использовать обыкновенный тормоз, он воспользовался так называемым  "горным". Первый тормозит за счет колодок, второй за счет оборотов двигателя. Во всяком случае, такого мнения придерживаются в  Северо-Западном межрегиональном управлении государственного автодорожного надзора. По факту ДТП возбуждено уголовное дело,  водителя могут арестовать.

Кроме гололеда и человеческого фактора, в трагедии просматривается и исторически неприглядная история.  

Дорога проходит вдоль Сайменского канала и формально вообще считается технологической. Она была построена полвека назад для обслуживания шлюзов. И, понятно, не рассчитана на сегодняшний транспортный поток на границе с Финляндией. Часть трассы находится в аренде у финской стороны и обслуживается финскими дорожными службами: те отвечают за содержание дорожного полотна, включая посыпку его песчаной смесью и установку дорожных знаков. А контролировать соблюдение условий договора, в том числе и качество содержания дороги,  обязано федеральное государственное учреждение "Сайменский канал", входящее в состав Федерального агентства морского и речного транспорта. 

Отметим, 16 марта финны признались, как и три года назад, что их машина с песком выехала на дорогу уже после того, как случилась авария: гололёд был зафиксирован финнами в 8:45 по Москве, а спецтехника выдвинулась в 9:10. В ФГУ "Сайменский канал" секретарь сообщила 47news, что директор Евгений Демидов находится в отпуске, а абсолютно все сотрудники якобы выехали на место аварии и недоступны для комментариев. Здесь заметим, что данное ФГУ в прессе больше всего известно своими закупками. Так, в 2013 году оно приобрело яхту ценой 27 миллионов рублей, выдав её за катер для прибрежных работ.

После аварии трехлетней давности власти Выборгского района Ленобласти сообщали, что ещё в 2013 году совместно с мэрией финской Лаппеенранты выступили с инициативой создания новой дороги "Выборг-Брусничное". Причём финская сторона выразила готовность софинансировать этот проект. Однако официального ответа от правительства РФ нет до сих пор.

47news узнал, за три года не изменилось ничего. "В 2013 году к нам приезжали федеральные чиновники. Я уже даже затрудняюсь вспомнить, из какого именно ведомства. Мы тогда предоставили все бумаги, которые они просили. И всё, больше к нам так никто и не обращался. Мы же сами ничего сделать не можем — этот объект федеральный, но я даже не знаю, на чьём балансе он стоит", - сообщил 47news председатель комитета дорожного хозяйства администрации Выборгского района Дмитрий Романенко.

Виктор Смирнов,
Артем Шалякин,
47news