Транспортный блок правительства Ленобласти выдавил с маршрута выборгскую элиту. С границ Финляндии в этом видят передел рынка и уничтожение. Людей же выставили на мороз.

Впервые в истории Выборгского района Ленинградской области чужак войдёт в местный бизнес. С субботы, 29 января, монополиста, занимающегося перевозкой пассажиров от Светогорска до Санкт-Петербурга, ООО "Светогорское жилищно-коммунальное хозяйство" (СЖКХ), сменит петербургская фирма "Питеравто".

Ранее 47news уже писал о борьбе за наведение порядка, начатой транспортным управлением регионального правительства. Там признали тарифы на автобусные перевозки в 4 рубля за километр самыми высокими в регионе, а билет от Светогорска до Выборга, стоящий 220 рублей, чрезмерно дорогим. Организацией перевозок занимается СЖКХ, аффилированная с местным депутатом Сергеем Исаевым, его причисляют к выборгской элите. Власть Выборгского района со времён Петра Первого в свой мир никого не впускает.

С начала года прошло несколько совещаний, в ходе которых региональная власть тонко намекала муниципальной, что с монополизмом пора заканчивать. С этим постулатом местные не соглашались, что выразилось в отказе договариваться о снижении тарифов.

Неформально стороны понимали, что начинается большая игра "Кто сильнее". Только правила нигде не прописаны, ведь Светогорск всегда был городом, закрытым от посторонних, что, конечно, во все времена расстраивало Суворовский,67. Здесь всегда были драки при попытке вмешаться извне, и, строго говоря, даже выборгские не имеют сильного влияния на эту территорию.

Так что совершенно оправдано, что одни чиновники, если как-то и должны были начать обозначать позицию по поводу других, то только посредством применения полицейской функции.

IMG_4790.JPG

Вот в пятницу утром, 27 января, вдруг пошла проверка автобусов № 810, двигавшихся из Светогорска в Санкт-Петербург и обратно. На посту ГИБДД возле посёлка Верхне-Черкасово трассы "Скандинавия" работали полтора десятка членов межведомственной транспортной комиссии при губернаторе Ленобласти. В неё входили сотрудники четвёртого отдела ГИБДД, спецроты оперативного реагирования ГИБДД, межрегионального управления транспортного надзора, выборгской налоговой инспекции, регионального Гостехнадзора, Леноблтранса.

Главным действующим лицом был заместитель Управления транспорта регионального правительства Михаил Присяжнюк. Всем известно, что он выходец из ФСБ, потому никого не удивил бравый настрой, нехарактерный для чиновников, относящихся к подобным проверкам без энтузиазма.

IMG_4778.JPG

Бригада Присяжнюка остановила четыре больших автобуса, два принадлежали СЖКХ, два - "Петербургской транспортной компании" (ПТК). В ходе пристального изучения документов и внешнего вида выяснилось, что машины ПТК находятся в приличном состоянии, а вот с СЖКХ пришлось повозиться.

У светогорских машин зафиксировали трещины в лобовых стёклах, выявили отсутствие маршрутных карт (за это полагается штраф в 300 тысяч рублей юрлицу), отсутствие страхования перевозки пассажиров (полагается штраф в 500 тысяч рублей). Оба транспортных средства отправили на штрафстоянку под Выборгом, что, кстати, обойдётся в две тысячи рублей за сутки.

IMG_4786.JPG

Как всегда в подобных случаях, детали до конца не выяснить, ведь глава администрации Светогорска Сергей Давыдов утверждает, что в автобусах было полсотни человек и их всех до Выборга довезли экстренно подоспевшие машины СЖКХ. Михаил Присяжнюк же замечает, что пассажиров было два десятка, СЖКХ приехало через два часа, а доставку в Выборг людей, роптавших на опоздания в больницы и аэропорты, организовали сотрудники ГИБДД. Разошлись они и в оценке пассажиропотока, причём местные заявляют цифру в 500-600 человек в день, областные — в 100.

По классическим канонам пошло и дальше.

По сути, местные власти обвинили областные в рейдерском захвате. По крайней мере, уже днём в адрес главы администрации Выборгского района Геннадия Орлова и в Управление по транспорту ушло письмо от директора СЖКХ Натальи Тельбуховой. В нём объявлялось о вынужденной остановке перевозок по маршруту № 810. По большому счёту, особо много СЖКХ  не потеряло, ведь маршрутная карта компании действовала до 31 января, а сам маршрут является убыточным.

Но, с точки зрения СЖКХ, Управление "активизировало попытку передела рынка в сфере пассажирских перевозок методом усиленного выдавливания организации, возможно, связанную с желанием передачи бизнеса более крупной компании".

- Непрерывные нападки представителей органов власти <...> направлены на уничтожение рабочих мест и наносят ущерб отрасли экономики не только в сфере перевозок, но и территории Светогорска в целом, - смело написала Тельбухова.

Ближе к вечеру ситуация обострилась, а граждане, стоящие при нулевой температуре на остановках в ожидании уже другого маршрута СЖКХ, № 126, между Выборгом и Светогорском, начали подозревать, что за ними никто не приедет. Это именно тот рейс, ежедневные поездки на котором в оба конца обходятся пассажиру в 9 тысяч рублей в месяц.

Глава администрации Светогорска Сергей Давыдов объяснил журналисту 47news, что перевозчик принял решение не выходить на маршрут, мотивировав тем, что на посту в Лесогорске снова устроена проверка (читай - засада). С неё, как подозревали в СЖКХ, автобусы могут отправиться тоже на штрафстоянку.

По грустному стечению обстоятельств, весь мир в этот день вспоминал ленинградскую блокаду, а Светогорск оказался отрезанным от мира без общественного транспорта. В социальных сетях люди начали объединяться по принципу выживания — те, кто с машинами, договаривались забрать тех, у кого их нет, возвращающихся домой с работы с выборгского вокзала.

Получилось, опять-таки, традиционно, ведь в рамках устрашения сначала областные высадили пассажиров СЖКХ, чтобы приструнить муниципалов, а затем наоборот — муниципалы оставили на морозе пассажиров СЖКХ, чтобы надавить на областных.

Те, кто сидел в тепле и с интернетом, активно потешались над собой же, ведь ещё недавно сопротивлялись старым автобусам с холодными салонами, а теперь рады бы и таким, а их нет. Те, кто ждал на улице, возмущались, как может целый транспортный блок зависеть от единственной компании.

Администрация района в течение суток коллапса так и не посчитала нужным потратить три часа и хотя бы на машине доехать до Светогорска. Выдали себя не выборгские, а Присяжнюк, который на вопрос журналиста 47news, в курсе ли он по поводу письма с обвинениями от СЖКХ, направленного в том числе и Орлову, деликатно поинтересовался: "А кто такой Орлов?" Владелец СЖКХ Исаев по-прежнему вне зоны доступа, говорят, он часто бывает в Финляндии.

Единственный, кто доехал до Присяжнюка, был Сергей Давыдов, сорвавшийся с работы на переговоры. Как оценили присутствующие при диалоге, мужчины друг другу не понравились, что, впрочем, мог предсказать любой, ведь российская армия, в которой Давыдов дошёл до звания полковника, никогда не чтила чекистов.

Муниципал остался при мнении о переделе рынка, региональный служащий подтвердил для себя, как рьяно местная власть отстаивает интересы частной компании. Конечно, оба оценили друг друга в качестве государственных преступников.

В курс был поставлен губернатор Александр Дрозденко. К вечеру автобусы вернули на рейсы.

В сухом остатке, до нового конкурса, который может пройти в течение 181 дня, по маршруту № 810 "Светогорск-Санкт-Петербург" запустят петербургскую компанию "Питеравто".

- Поведение компании СЖКХ, у которой 31 января заканчивается срок действия маршрутной карты, по меньшей мере, странно, ведь они делают вид, будто уходят с гордо поднятой головой. Не они уходят, а мы их выгоняем, ведь на таких автобусах возить людей нельзя. Они тут заявляют о переделе рынка, но это не к нам, никакой выгоды на этом маршруте нет. Мы наводим порядок, - сказал по этому поводу Михаил Присяжнюк.

По его словам, в новом расписании будет учтена двойная петля, то есть, автобусы будут сначала дважды проезжать между Светогорском и Выборгом, а только потом поедут в сторону Северной столицы. По его задумке, стоимость проезда между двумя этими городами у "Питеравто" будет на 40 рублей меньше, чем сейчас, то есть, 180 рублей.

В свою очередь, СЖКХ, монополизировавшая рынок перевозок между Светогорском и Выборгом своим автобусом № 126, вынуждена будет конкурировать.

- Там, где конкуренция, там и снижение цен, да и люди будут выбирать то, что выгодней и удобней, - уверен он.

Помимо этого, Присяжнюк надеется совместно с комитетом по тарифам региона добиться от администрации Выборгского района изменения формулировки при утверждении тарифа, с фразы "установить тариф в размере 4 рублей" на "установить предельный тариф в размере 4 рублей".

- Все перевозчики Выборгского района сейчас ссылаются на это постановление и говорят, что не могут снизить тариф. При новой формулировке смогут, хотя бы до 3,2 рубля за километр. Кстати, коллеги СЖКХ, когда у них сократят тариф, пусть им спасибо и говорят, если бы сразу снизили стоимость билетов, на общерайонный тариф бы не покушались, - добавил Присяжнюк.

Светогорский Давыдов на это же ещё раз высказал 47news мнение о том, что причиной вмешательства в местную транспортную жизнь города заключается в желании привести крупную (считай, свою) компанию.

- Тариф автобуса 810 убыточный, а зарабатывать на нём если и смогут, то за счёт повышения цен на билеты. Налоги компания "Питеравто" будет платить в Петербург, а не в область. Странно региональный чиновник радеет за бюджет Ленобласти, - сомневается в распределении денежных потоков он.

Михаил Присяжнюк выразился так:

- Я знать не знал до не давнего времени про этот Светогорск, у меня и без него куча проблем. Но теперь до конца дело доведём.

Опыт нам подсказывает, что это не последняя стычка между Суворовским,67 и Светогорском. Следующие могут быть и поярче.

Юлия Гильмшина,

47news