У 47news есть последние слова капитана пропавшего в Финском заливе рыболовецкого судна. В его голосе нет тревоги, но связь пропадает. Мы увидели также место, где за 41 секунду утонули моряки. То, что судну было запрещено выходить из порта, заметили в транспортном Следкоме.

Утром восьмого января водолазы МЧС отправились на место срабатывания аварийного буя пропавшего маломерного рыболовецкого судна "Monni" в Финском заливе. Если его удастся найти, возможно, станет понятно, где искать корабль. Скорее всего, капитан спасательного судна будет руководствоваться картами, которые оказались в распоряжении 47news.

На них видно, что в 8 часов 28 минут и 15 секунд утра 4 января Monni, которого диспетчеры порта Усть-Луга окрестили "Моня", еще на экранах.

СКРИН 1.PNG

Уже через 41 секунду "Моня" пропал. Произошло это неподалеку от маяка Пихлесаар в Кингисеппском районе Ленинградской области. Примерно в это же время был запеленгован аварийный буй. "Сигнала SOS капитан не подал", - уточнили 47news в ГУ МЧС по Ленобласти. 

СКРИН 2.PNG

А это запись последнего разговора 41-летнего капитана Александра Масленникова с диспетчером за 18 минут до исчезновения.

- Усть-Луга трафик, Моня, — дает позывной Масленников.

- Моня, Усть-Луга трафик, — привычно откликается диспетчер.

- Доброе утро, входим в зону вашей ответственности, экипаж три человека, максимальная осадка полтора метра, следуем в порт Усть-Луга, рыбокомбинат, — докладывает капитан.

- Моня, Усть-Луга трафик, доброе утро. Добро, следуйте по накатанной, - приветливо разрешает диспетчер.

- Не прошло, не понял, — замешкался капитан.

- Моня, доб-ро-е ут-ро. При-нял. Сле-дуй-те. Вы с островного, да? - по слогам и, возможно, с улыбкой артикулируя, повторяет диспетчер.

- Да-да, возле островного проходим, спасибо, — отвечает Масленников.

Для тех, кто за новогодним звоном бокалов не услышал о трагедии, скажем, что утром 4 января стало известно об исчезновении рыболовецкого судна. На борту был 41-летний капитан Александр Масленников и матросы: 41-летний Алексей Наговицин и 36-летний Андрей Чуманов. Все - жители поселка Вистино. У всех остались многодетные семьи - у матросов по трое детей, у капитана двое. К поиску привлечены 350 человек, в том числе 220 сотрудников МЧС по Ленобласти и 60 единиц техники и вертолет МЧС. А Северо-Западное следственное управление на транспорте СК РФ возбудило уголовное дело по части 3 статьи 263 УК РФ (нарушение правил безопасности движения и эксплуатации водного транспорта, повлекшее смерть двух или более лиц).

Как отмечают в экстренных службах, погода в тот день стояла достаточно благоприятная. Минус 15, пасмурно, но без осадков, волнение до одного метра.

По словам председателя региональной общественной организации "Добровольная морская спасательная служба "Крондштадт" Игоря Калинина, столь быстрое погружение возможно из-за обледенения надстройки судна.

"Сочетание внешних факторов: низкой температуры, ветра и брызг волн могло привести к образованию льда на бортах, надстройке и мачте. Это, в свою очередь - к нарушению поперечной остойчивости судна. Опрокидывание при этом может произойти практически мгновенно даже от небольшой набежавшей волны. Шансов у экипажа, если он был внутри, практически не было", - поделился профессиональной версией Калинин.

При этом эксперт отметил, что автоматическая идентификационная система, по которой отслеживается местоположение судна, могла работать в то время, как судно терпело бедствие, и до тех пор, пока судно не перевернулось и УКВ-антенны не ушли под воду. "Что касается аварийного радиобуя, то он срабатывает двумя способами: либо его активируют вручную, либо он всплывает, когда судно погружается, и посылает сигнал сам. Другое дело, странно, что не был подан сигнал бедствия. Если капитан в рубке, то руку протянуть и активировать буй - дело секунды. Раз этого не произошло, то версия переворачивания представляется наиболее вероятной", - отметил Калинин.

По данным 47news, владельцем промыслового судна является ООО "Фиш-шиппинг", зарегистрированное в апреле нынешнего года в Усть-Луге. За его гендиректора Галину Ветрову пару слов 47news сказал ее супруг, Игорь Ветров. "Судно произведено в 1991 году, мы купили в июле 2016 года в Эстонии, сдавали в аренду сроком на год. Экипаж наш", - сообщил Ветров. На вопросы, было ли судно застраховано и получат ли семьи моряков компенсацию, он не ответил и, сославшись на занятость, прервал разговор. По данным 47news, арендатором судна был рыболовецкий колхоз "За Родину". С его представителями связаться не удалось. Но, как сообщалось ранее, "Моня" возвращался в порт с пятью тоннами рыбы на борту. Скорее, это была салака.

В конце истории отметим странность, на которую обратили внимание в транспортном Следкоме. 15 ноября 2016 года капитан Морского порта Усть-Луга Сергей Желдыбин своим распоряжением запретил маломерным судам выход из порта с формулировкой "в связи с ухудшением метеоусловий в восточной части Финского залива, а также ожидаемым началом льдообразования...". "Моня", напомним, был 17-метровой длины, то есть - маломерным. Следующий класс начинается от 20 метров. По данным 47news, распоряжение капитана порта изучает также прокуратура Ленобласти.

А жена матроса Алексея Наговицина, Любовь, сегодня не думает о цифрах и распоряжениях. В разговоре с 47news она вспомнила, что в день отплытия, третьего января, муж не находил себе места и повторял в нетерпении: "Окошко хорошее, ветра нет. Нам в море надо".

Виктор Смирнов,
47news