Основного свидетеля в деле китайского бизнесмена Ван Линаня, который заманивал правительство Петербурга десятками виртуальных миллиардов, преследует СК и прокуратура. Пристава-пенсионерку обвинили в невнимательности и подлоге на 60 тысяч. Надзор выудил эти выводы из тысяч. А 47news услышал совет не искать совпадений.

В минувшую пятницу, 18 ноября, 56-летняя пристав-исполнитель тосненского отдела приставов Надежда Степанова пришла на выездной прием в Тосно к первому заместителю руководителя Следственного комитета Ленобласти Олегу Тараненко. Рассказала о несправедливом, с ее точки зрения, уголовном преследовании в свою сторону от его подчиненных на местах. Движение понятно, ведь его не один год внушает руководитель всех следователей России Александр Бастрыкин.

В конце июня нынешнего года Следственный отдел СК по Тосненскому району Ленинградской области возбудил в отношении Степановой два уголовных дела по подлогу служебных документов. По версии следствия, она неправомочно прекратила исполнительные производства по двум должникам. У обоих долги по транспортному налогу — 15 и 45 тысяч. Первое дело возбуждено в ноябре минувшего года, второе месяцем ранее. Якобы, в конце марта 2016-го пристав вернула документы о взыскании, сославшись на то, что установить их местонахождение и наличие имущества не представляется возможным.

Канцелярским языком постановления это звучит так: "...заведомо зная... что у должников имеется имущество — транспортные средства, на которое может быть наложен арест ...составила акт о невозможности установить местонахождение должников", - подсказали 47news в прокуратуре.

Здесь стежок, казалось бы, из другой истории. В апреле 2016-го к Степановой попадает административное производство, возбужденное в отношении громкого китайского бизнесмена Ван Линаня, который собирался построить в Петербурге конгрессно-выставочный центр за 35 миллиардов. История уже тогда выглядела сомнительной. Китайца привлекли к ответственности за неявки к судебному приставу по нескольким исполнительным листам. Дела касались неуплаты земельного налога на сумму в шесть миллионов рублей.

Для понимания скажем, что "невозможность установить местонахождение должника" ситуация для приставов заурядная. Дело в том, что приставы, пожалуй, единственная из силовых структур организация, которая не имеет на местах доступа к информационным базам ГИБДД и полицейского Главка. В последней можно уточнить место регистрации гражданина. Приставы пишут запрос, срок исполнения которого — месяц. В работе у пристава единомоментно находится около двух тысяч исполнительных производств. Здесь и транспорт, и штрафы, и алименты, и долги по ЖКХ. По словам опрошенных сотрудников Управления приставов Ленобласти, в таком отделе как тосненский, может находиться до 70 тысяч исполнительных производств одновременно.

В начале июня в тосненский отдел приставов неожиданно пришли местные прокуроры с проверкой. По словам сотрудников надзора, у Надежды Степановой были изъяты все исполнительные производства. Почему проверка была столь выборочной, неясно. Как мы говорили, документов - тысячи.

И вновь другая, как бы, канва. Китаец Ван к тому времени уже был в разработке УФСБ и СК по Северо-Западу за предложение взятки начальнику тосненского отдела приставов Максиму Евтушенко через Степанову. Китаец хотел, чтобы о нем забыли. Передачу денег зафиксировали. В отношении иностранного бизнесмена возбудили уголовное дело по взятке, скоро его передадут в суд. Параллельно прошли обыски в ресторанах "Нихао," где была найдена фабрика поддельных документов. В финале Ван Линаню, возможно, дадут реальный срок, но вероятней депортация.

Отметим, что история началось с того, что Степанова доложила о попытке подкупа своему руководителю. Она же сегодня основной свидетель по делу Линаня.

47news удалось узнать про Степанову немного. Родилась и всю жизнь живет в Тосно. Пошла работать в 17-ть. 30 лет трудилась мастером на заводе. В приставах уже почти десять лет. Знакомые говорят, что решила найти себя.

Неделю назад у Степановой был обыск. У ее руководства тоже. По мнению следствия, в их квартирах могли храниться исполнительные производства, по которым планировался отказ. Но, судя по нулевым результатам обысков, там ничего не хранилось. Напомним, в июне документы вроде забрала прокуратура. В надзорном ведомстве найти их, якобы, не могут, этим и отвечают следствию.

Отметим, что по данным 47news, Управление службы приставов Ленобласти провело собственную проверку и нарушений в действиях своих подчиненных не нашло. Руководитель тосненского отдела Максим Евтушенко о деле говорить отказался, отправив нас в пресс-службу. Надежда Степанова была чуть более разговорчива, но ограничилась тезисами. "Автомобили я не нашла, как и должников. В местах регистрации их не было. Все необходимые действия были выполнены, - отчеканила Степанова, и, перед тем как повесить трубку, сказала: - Я всю жизнь жила честно. Ни на какие компромиссы не пойду".

Позицию районного Следкома выяснить не удалось. Нам лишь ответили, что доказательная база есть и работа идет. В тосненской прокуратуре посоветовали не искать совпадений там, где их нет.

Мы и не ищем, лишь продолжаем смотреть, как наперегонки двигаются дела китайского бизнесмена Вана и русского пристава Надежды.

Виктор Смирнов,

47news