Строительство инновационных котельных в Лужском районе на 440 миллионов столкнулось с волей Мариинского театра. Звезды оперы и балета критикуют топливо из отходов не кого-то, а самого "Автопарка №1 Спецтранс". Непрофильный протест кажется эффективной PR-технологией.

Против строительства шести котельных в Лужском районе Ленинградской области неожиданно выступили художественные и даже сказочные персонажи: принц Зигфрид из "Лебединого озера", фея Карабос из "Спящей красавицы", Мерседес из "Дона Кихота", а равно Ромео, Шелкунчик, Иван-царевич и даже Царь Додон. Эти оперные и балетные партии в репертуаре ведущих артистов Мариинского театра Санкт-Петербурга, выразивших свой протест в открытом письме Александру Дрозденко.

Изучая три листа с приложенными к письму подписями, корреспондент 47news не без удивления отметил, что сфера лужского ЖКХ не оставила равнодушными заслуженных артистов, причем не только России, но и Туркменской ССР, солистов характерного танца, лауреатов международных оперных конкурсов, педагогов-репетиторов балета, костюмеров и даже заместителя заведующего балетной труппой. Кстати в пресс-службе самого театра подлинность письма подтвердили, но особо уточнили — речь идет о личной позиции подписавшихся под ним актеров.

Вероятно благодаря соавторству с активистами экологами, деятели культуры проявили неожиданную подкованность в вопросах топливно-энергетического комплекса. "Жители Лужского района, среди которых есть и сотрудники нашего театра, выражают свое негативное отношение к данному проекту. Они отвергают поверхностный подход к его обоснованию, и считают что в российских условиях фактически нет возможности технологически обеспечить очистку топлива "Топал-1" от вредных примесей и гарантировать соблюдение необходимых мер безопасности", - сообщается в письме.

Как выяснил 47news, речь идет о топливе, изготавливаемом из твердых бытовых отходов (ТБО) петербургским ОАО "Автопарк №1 Спецтранс". Это предприятие семьи предпринимателя Анатолия Язева, считается абсолютным лидером по вывозу отходов с территории Петербурга. Отходы направляются на контролируемый Язевыми полигон "Новый Свет" в Гатчинском районе Ленобласти.

По мнению некоторых игроков рынка мусоропереработки, производство топлива из ТБО было начато Язевыми из-за практически полного заполнения "Нового Света" и безуспешных попыток получить дополнительный участок для размещения отходов. Однако для реализации произведенного "Топала" необходимо с нуля сформировать собственный рынок сбыта.

Специалисты отмечают, что работающие на мусоре лужские котельные могли бы действительно стать инновацией не только в Ленобласти, но и во всей стране. Главное из их заявленных достоинств — самая низкая цена за гигакалорию при производстве тепла, сравнительно с другими видами топлива. Проект активно поддерживается "Центром энергосбережения и энергоэффективности", подведомственным областному комитету по ТЭК. При этом, более 260-и миллионов рублей инвестиций из необходимых для проекта 440-ка, должен предоставить федеральный "Фонд реформирования ЖКХ".

Однако артисты главного театра Петербурга претендуют на осведомленность и в политических аспектах областной жизни. "Сотрудники комитета ТЭК Ленинградской области до получения эмпирически значимых данных заняли позицию поддержки данного проекта. По слухам они используют административный ресурс для оказания давления на депутатов муниципального совета", - утверждается в обращении.

Председатель областного комитета по ТЭК Андрей Гаврилов считает заявление артистов нелепостью. "Представьте себе, если я начну решать, кому у них где танцевать и в каких партиях петь — какой абсурд получится. Этот протест неспециалистов кем-то искусственно подогревается на ровном месте", - сообщил он.

По словам Гаврилова, выбросы от новых котельных будут по ряду показателей в десятки раз чище, чем от старых, использующих уголь. "Мы всегда начинаем расчеты с экологических норм и экономического обоснования. Положительные результаты по экологии у нас есть, как и частичное федеральное финансирование. Это отличный, перспективный проект. Но сразу отмечу — котельные строятся по двухтопливной технологии и пока мы не проведем государствыенную экологическую экспертизу и не сделаем обоснование воздействия на окружающую среду, они будут работать на традиционном топливе",- заверил он корреспондента 47news.

По словам председателя комитета по ТЭК, в правительстве пытаются выяснить, какие силы противодействуют реализации проекта, используя столь экстравагантные методы. А вот в редакции 47news, посчитали культурный демарш весьма действенным. Например, прошлым летом, нежелание коллектива областного театра "На Литейном" слиться с театром на Васильевском, заставило губернатора Ленобласти часами беседовать по телефону с деятелями культуры различного масштаба и вызвало озабоченность даже у петербургского ЗакСа. В результате решение о слиянии культурных учреждений было отменено. Как оказалось, громкий авторитет деятелей культуры можно использовать и в совершенно непрофильных отраслях.

Справка:

Полученное из твердых отходов топливо RDF (refuse derived fuel — англ.) активно используется в ТЭК Европы. Его экологичность обеспечивается раздельным сбором мусора. В российских реалиях мусор приходится сортировать на конвейере — соответствующий экспериментальный комплекс в Петербурге используется ОАО "Автопарк №1 Спецтранс".

При сортировке из ТБО извлекаются металлы, стекло, мелкий пластик и другие компоненты, затем они измельчается, обезвоживается и становятся "Топалом-1". Теоретически в топливе должны оставаться лишь смеси органики, древесины, бумаги, картона и других неопасных при сжигании компонентов. Однако экологи утверждают, что в России нет утвержденных стандартов для RDF-топлива и в состав "Топала-1" попадают также экологически опасные резина, кожа, пластмассы и текстиль.

Артем Шалякин,

47news