НАВСТРЕЧУ ОКТЯБРЮ: Забытое слово «Лодырь»
100-летие Великой Октябрьской – дата нам близкая. Те, кому сегодня за 35 – сформированы советской властью. И это, так или иначе, аукается на тех, кто помладше.

47news продолжает сериал о песнях, что помогали жить и работать, любить и выживать нашим коммунистическим предкам. Сегодня наш рассказ об уснувшем на рабочем посту Семёне.
Как на нашем на заводе... Эх!
Получился переплёт.
Там устроили рабкоры
Во полуночи налёт...
Нынешнее поколение гаджетов, наверняка, «расшифрует» налёт как разбой на предприятии, а рабкоров – как представителей некоего ОПГ. Юноше в офисе и вовсе пригрезится рейдерский захват. На деле – всё много невиннее и проще.
1920-е годы – время восстановления экономики Советской страны после разрухи Гражданской войны.

В этот период партийные и профсоюзные организации начинают разворачивать среди рабочих пропаганду и агитацию о важности активного участия в организации производства.

Заметную роль в популяризации нового, советского отношения к труду стало играть рабкоровское движение, истоки которого восходят к началу века. К былому опыту подпольной газеты большевиков «Искра».

Газеты, как региональные, так и «малотиражки», запестрели заметками РАБочих КОРреспонентов. В их сообщениях рассказывалось о проявлении рабочей инициативы на предприятиях, пропагандировались рационализаторские предложения и усовершенствования, вскрывались недочеты, мешающие эффективной работе заводов и фабрик.

Материалы рабкоров зачастую носили критический, либо откровенно сатирический характер.

Вот лишь несколько «говорящих» заголовков из газеты «Коммуна» за 1924 год:
«Все думают, а дела не делают»
«Наконец-то раскачались»
«Этак далеко не уедешь»
«Не спеши языком, торопись делом!»
«Дело засохло»
На новый почин не замедлили ответить деятели новой же, советской эстрады. Внеся в развитие массового рабкоровского движения свои посильные «пять копеек».
***
«Песенку про лодырей», повествующую о внезапной проверке заводскими рабкорами эффективности трудовой деятельности рабочих ночной смены, написали поэт «В. Гавриков», которого к сожалению, нам пока не удалось однозначно идентифицировать, и композитор Александр Александрович Давиденко.
Давиденко родился в 1899 году, в Одессе. В 8 лет остался сиротой. Отчим отдал мальчишку в духовную семинарию, откуда будущий композитор удрал, начав самостоятельную жизнь.

Сразу после революции Давиденко поступил в Одесскую консерваторию. В период 1919-1921 служил в Красной Армии, после чего вернулся к музыкальной учебе: сперва в Харьковском музыкальном институте, а затем в Московской консерватории, где ходил в учениках Рейнгольда Глиэра. Того самого, что в будущем напишет «Гимн Великому Городу». Под звуки которого в нынешнем Петербурге законодательно предписано вытягиваться во фрунт.

Давиденко А.А
Начиная с 1924 года Давиденко руководил хоровыми кружками в рабочих клубах, а год спустя организовал Производственный коллектив студентов-композиторов Московской консерватории. Сокращенно «Проколл».

Членами «Проколла» были начинающие пролетарские композиторы. Арам Хачатурян и Дмитрий Кабалевский – в их числе.
ПРОизводственный КОЛЛектив студентов Московской консерватории (ПРОКОЛЛ)
Давиденко вообще любил взваливать на себя огромную общественную нагрузку.

Впоследствии он — и преподаватель рабочего факультета, и член Российской Ассоциации пролетарских музыкантов (РАПМ), и редактор журнала «За пролетарскую музыку», и организатор хоровых кружков по всей стране.

При этом умудрялся выкраивать время и для собственного творчества. Песни Давиденко всегда бравурные, всегда революционные пользовались успехом, исполнялись в эстрадных концертах, постоянно звучали по радио.

На рубеже 1920-1930-х Давиденко считался едва ли не самым популярным и самым плодовитым советским эстрадным мастером. Немало сделавшим для становления советской массовой хоровой песни.



«В искусстве Давиденко нет аккуратно выписанных деталей, как нет и изображения отдельных людей и характеров или же раскрытия глубоко личных, интимных переживаний, – писал о композиторе Дмитрий Шостакович.Главное в нем другое — образ народной массы, её устремленность, подъем, порыв…»
Александр Александрович скончался в расцвете творческих сил, в 1934 году. Ушел из жизни сразу после Первомайской демонстрации, в которой принимал активное участие. На похоронах Давиденко хор из студентов Московской консерватории и участников самодеятельности исполнял его песни.
***
Что касается финала «Песенки про лодырей», пожалуй, следует пояснить, в первую очередь, для молодого поколения наших читателей и слушателей, что угроза рабкоров персонажу «Семёну» – «попадешь на перо» не содержит современного криминально-жаргонного оттенка. Навроде, «Сэмен, засунь ей под ребро; смотри, не поломай перо». В данном случае героя всего лишь намереваются пропесочить в газете.

Вторая угроза – «попадешь на вид» подразумевает особую форму дисциплинарного воздействия. Аналог «предупреждения». Подобную меру, как правило, вводили в организациях, руководство которых не стремилось «рубить с плеча» и увольнять за незначительные провинности.

«Песенка про лодырей». Муз.- А. Давиденко, текст – В. Гавриков. Современное решение песни — группа Фома Егорыч Band (СПб)
***
Рабкоры образца 1920-х, в истовом своем рвении, частенько перебарщивали. Об этом, в частности, можно судить из текста открытого письма Максима Горького «Рабкорам депо имени Ильича» (сентябрь 1928 года):

«...Может быть, товарищи, не всегда следует «выносить сор из избы» на враждебную вам улицу? Может быть, не всё нужно тащить в газету, многое разрешать в фабрично-заводских комитетах? Не вредите ли вы великому делу строительства, засоряя его мелким хламом придирчивой и поверхностной самокритики, в которой часто слышишь не защиту интересов дела, а крик раздражённого самолюбия и задорное желание командовать товарищами? Вам надо помнить, что каждая распря среди рабочих, каждое неосторожное слово, сказанное вами, с величайшей радостью подхватывается врагами внутри и вне Союза Советов. Вам не следует закрывать глаза на то, что внутренний враг — растёт, мещанство — усиливается и что если «население слишком много проявляет пессимизма», так росту этого пессимизма вы сами помогаете. И помогаете потому, что, живя в тесном круге интересов той или иной фабрики, увлекаясь обличением мелких недостатков и ошибок, вы плохо знаете общую массу работы по строительству новой жизни...»
Справедливости ради заметим, что сам автор сего письма тоже не слишком хорошо представлял себе «общую массу работы по строительству новой жизни». Горький писал его из Италии, где почти безвылазно жил с 1924 по 1932 гг.
автор: Игорь Шушарин

Также читайте первую часть проекта: