Экономический кризис официально признан начавшимся. Из-за этого бюджет Ленобласти может потерять пятую часть доходов, а госдолг дорастёт до 30 миллиардов рублей. Вице-губернатор по финансам Роман Марков не паникует: дна всё равно не видно.
Ленинградская область вступила в пору прогнозов относительно собственного финансового будущего на следующий год.
Самое частое повторяемое слово, которое употреблял вице-губернатор — председатель комитета финансов Роман Марков во время представления бюджета-2015 на заседании правительства 23 сентября — неопределённость. Второе по упоминаемости — кризис.
Для таких формулировок есть пять предпосылок, все они внешние.
- Начался экономический кризис (оптимисты здесь могут порадоваться слову "начался").
- Усложнилась внешнеполитическая ситуация (именно "усложнилась", а не, скажем, "взорвалась").
- Выросли процентные ставки (именно "выросли", а не "удвоились").
- Налоговая политика на федеральном уровне слишком неопределённая (даже удивительно, что это произносят вслух).
- Цены на нефть неустойчивые (в худшем понимании).
Слова "Украина", "Крым", "США" и "АТО" Роман Марков не упоминал, хотя корреспонденту 47news показалось, что все они объединены во фразе "цена нефти теперь 96 долларов за баррель".
"У нас практически замерла экономическая активность", - сослался Роман Марков на слова премьер-министра России Дмитрия Медведева.
Риски, определяемые мировой конъюнктурой, грозят Ленинградской области недополучением доходов. По приблизительным и, видимо, реалистичным прогнозам, бюджет недосчитается примерно пятой части, то есть, 12 миллиардов рублей.
источник - комитет финансов Ленобласти
- 8,7 миллиарда рублей могут не попасть в областную казну из-за снижения цен на нефть. Если конкретнее, такую сумму, скорее всего, не внесёт консолидированная группа налогоплательщиков в нефтяной и газовой отрасли.
- 1,5 миллиарда рублей — ожидаемые возвраты налога на прибыль, которые положено отдавать обратно из казны.
- В 1,7 раз снизятся процентные ставки акцизов на нефтепродукты, потому бюджету не достанется 1,8 миллиарда рублей.
Не светит ничего хорошего для Ленобласти и повышение процентных ставок. Только за последний год они подросли на 37%, то есть, с 8 до 11 процентов годовых.
источник - комитет финансов Ленобласти
Главная неприятность может случиться с государственным долгом. Прогноз на 2014 год - 20,7 миллиарда рублей. Но в связи с тем, что за обслуживание долга надо платить банкам, а процентные ставки растут, к 2015 году размер государственного долга может достигнуть 24,9 миллиарда рублей, а к 2016 — до 30,1 миллиарда рублей. На 2017 год прогнозы пока не делают.
источник - комитет финансов Ленобласти
При этом, если ставки действительно вырастут, на обслуживание госдолга будет уходить в 2015 году 2,2 миллиарда рублей, в 2016 — 3 миллиарда рублей. Это, кстати, на 500 миллионов и 1,2 миллиарда рублей соответственно больше, чем было запланировано в бюджете ещё в те времена, когда мир не думал о переделе геополитической карты.
Правда, всё это пока не привело к каким бы то ни было критическим изменениям в структуре бюджета. Так, на плазме у Маркова высветились цифры 77,4 миллиарда рублей по доходам (рост 1,7%) и 83,1 миллиард рублей по расходам (сокращение на 3,3%). Значтельно сократить дефицит бюджета не удастся, однако, намечены приемлемые 5,7 миллиардов рублей, что составляет 8-процентный дефицит. Это почти в два раза меньше, чем показатель, заложенный на текущий год (15,4%).
источник - комитет финансов Ленобласти
"Бюджет с таким предельным дефицитом сложен для манёвра", - объяснил Марков.
Больше ничего нового
В структуре доходов по-прежнему превалирует налог на прибыль (ожидается поступление 32,7 миллиарда рублей), налог на доходы физических лиц (17,1 миллиард рублей) и налог на имуществе (12,6 миллиарда рублей). В структуре расходов главное место занимает образование (17,8 миллиарда рублей), здравоохранение (14,6 миллиарда рублей), социальная поддержка (12,8 миллиарда рублей).
Несмотря на плачевное состояние дел с высокими процентными ставками и хлипкими показателями цен на нефть, Ленобласть намеревается строить. Должно появиться 16 детских садов и 2 школы (на это уйдёт 2,2 миллиарда рублей) и один перинатальный центр (на него выделят из регионального бюджета 600 миллионов рублей). Обещают переселить 1100 семей из аварийного фонда (на это уйдёт 1,1 миллиарда рублей).
Планируется отремонтировать и построить дорог на 7,279 миллиарда рублей. На счёт этого вице-губернатор по строительству Георгий Богачёв пояснил, что многие строительные компании готовы получить деньги в следующем периоде.
- Вы хотите сказать, что нам ещё верят? - внезапно спросил губернатор Александр Дрозденко.
- Как же нам не верить? У нас такие честные глаза, - ответил вице-губернатор с честными глазами.
Бывший вице-губернатор по строительству, а ныне депутат Иван Григорьев возмутился тем, что на дороги в следующем году потратят на 500 миллионов рублей меньше, чем в текущем.
- Умыкнули полмиллиарда рублей, - выразился Григорьев.
- "Умыкнули" - это русское слово. И хочется сразу посмотреть на того человека, который умыкнул сразу полмиллиарда рублей, - начал искать Дрозденко.
Богачёв указал на Маркова.
- А, вот Марков, значит, их и умыкнул, - нашёл губернатор, но Марков даже не пошевелился.
Естественно, не забудут выделить из бюджета ассигнования на реализацию "майских" указов президента, то есть, выполнения тех обещаний, которые содержались в предвыборной кампании Владимира Путина. На это предусмотрено 8,873 миллиарда рублей. Ожидается, что средняя зарплата в Ленобласти подскочит почти на 10% и станет 36 тысяч рублей. Заработная плата педагогов школ сравняется со средней по региону, а врачи станут зарабатывать по 49,3 тысячи рублей в месяц.
Впрочем, при описании этих цифр важно учесть фразу, которую обронил финансовый вице-губернатор: "Это примерные цифры. Точно мы планировать не можем, потому что пока не понимаем параметров федерального бюджета".
То есть, стабильное финансовое будущее в Ленобласти пока планировать можно и нужно. Но лучше на него не надеяться.
Как объяснили корреспонденту 47news после заседания правительства, структура бюджета приведена без учёта возможного недополучения 12 миллиардов рублей, о которых говорил Роман Марков. В случае, если риски станут реальностью или к ним добавятся новые, скорей всего, регион выйдет из ситуации классически.
Всё, что можно, уложат в дефицит бюджета. Люфт между запланированным сейчас и тем, что разрешает бюджетный кодекс, составляет как минимум 7%, то есть около 5 миллиардов рублей. Остальные деньги найдут путём отказа от строительства части объектов, как минимум от тех, которые не начали возводиться на бумаге. Возможно, не будет повышать зарплаты бюджетникам. Далее — по ситуации.
Пока параметры бюджета рассматривают без учёта каких бы то ни было рисков, и именно их вынесут на утверждение депутатам 17 октября.
Можно констатировать картину
Весь 2013 год правительство планировало катастрофический размер дефицита и готовило общественность к тому, что он выйдет за черту в 15%. То есть, при планировании экономической жизни региона чиновники отталкивались от дна. В итоге дефицит вышел на уровень 8% и составил 5,1 миллиарда рублей. Катастрофы не случилось.
При планировании бюджета-2014 руководство региона не раз сообщало о том, что ожидаемый дефицит в 14,4% (9,2 миллиарда рублей), скорей всего, к концу года снизится до приемлемого размера. То есть, тоже отталкивалось от дна.
Бюджет-2015 не подразумевает пессимистических переживаний, хотя они впервые за последние пять лет явно нарисовываются. Скорей всего, это связано с неопределённостью, о которой и говорил Роман Марков. "Каким будет 2015-ый год, мы увидим только в начале 2015-го года", - сказал он во время заседания.
То есть, пока дно бюджета не видно.
Юлия Гильмшина,
47news