Жители вепсской деревни Сарозеро Подпорожского района внезапно узнали, что на бумаге их не существует. С 1974 года. Муниципальные чиновники оправдываются: нужны миллионы на генплан, а местные хотят сделать из села турпродукт.
 
Винницкое сельское поселение Подпорожского района — место, где живут вепсы, малый коренной народ Ленобласти. Всего их не больше 900 человек. Недавно жители поселения узнали, что исчезновению подверглась целая деревня.
 
Как рассказал корреспонденту 47news владелец одного из домов в Сарозеро, бизнесмен Владимир Шведов, еще три года назад земля там продавались свободно. У самого Шведова в деревне дом, который он купил 24 года назад. "Тогда поселок был уже абсолютно пустой, местные разъехались. Сейчас в нем 12 жилых домов, официально оформленных в собственность, пять из которых принадлежат мне.  Здесь есть восстановленная нами часовня, фермерское хозяйство, собственная электрическая подстанция. В прошлом году один из собственников домов даже прописался в деревне", - рассказал Шведов.
 
По его словам, с 2011 года регистрирующие органы неожиданно стали отказывать в праве приобретения земли и выделения ее под личное подсобное хозяйство, мотивируя это тем, что формально деревня не существует.
 
"В администрации Винницкого сельского поселения нам сообщили, что деревня Сарозеро была снята с учета. Назвали дату, которая нас потрясла - 1974 год. Чиновники настаивают, что к тому времени в поселении два года уже никто не жил. Но это явная ошибка. До начала 1990-х годов в деревне жили люди. Правда, называлась она тогда Киприяновская. Может быть, в постановлении идет речь о другом поселении, возможно Барском Сарозере, где действительно очень давно никто не живет", - объяснил Шведов.
 
Бизнесмен задается вопросом: если в постановлении о расформировании деревни от 1974 года действительно упоминается их Сарозеро, то каким образом в несуществующем населенном пункте были выданы земельные участки под строительство жилых домов.
 
Глава администрации Винницкого поселения Александр Кузнецов в беседе с корреспондентом 47news не стал вдаваться в подробности выделения земли в деревне-призраке, но объяснил, каким образом можно вернуть населенный пункт в списки существующих.
 
"При создании генерального плана поселения, которого у нас сейчас нет, можно внести Сарозеро в состав населенных пунктов. Однако, когда появится генплан, я сказать не могу. Наше поселение очень большое и его разработка стоит порядка восьми миллионов рублей. При том, что весь бюджет поселения составляет 19-22 миллиона. Денег впритык хватает на обеспечение 38 населенных пунктов и ни на что больше", - сообщил Кузнецов.
 
Также глава винницкой администрации обратил внимание на то, что зарегистрированный в деревне собственник прописан по решению суда. "Для того, что бы регистрировать людей в жилых домах, находящихся в несуществующем поселке, нам нужно основание. Решение суда таковым является", - добавил Кузнецов.
 
Как выяснил корреспондент 47news, с ситуацией хорошо знакомы и в администрации Подпорожского района. Начальник отдела земельных отношений подорожной районной администрации Татьяна Ковенская объяснила журналисту, что в земли, на которых расположено Сарозеро, относятся к сельскохозяйственным угодьям, и возводить на них новые капитальные строения нельзя.
 
"После снятия деревни с учета в 1974 году ее земли стали сельхозугодьями, но дома, оформленные ранее, остались. Вступившие в наследство люди продали их новым хозяевам, те обратились в администрацию, и мы выделяли им землю. Но выделять землю для строительства новых домов мы не имеем права, до ее перевода в другую категорию. Нужно принять генеральный план поселения, в котором будет указана другая категория земель", - рассказала Ковенская.
 
Правда, с чиновничьей точки зрения появление новой деревни не выгодно. Ковенская отметила, что расходы на создание генерального плана не единственные траты, на которые придется пойти винницкой администрации, если поселок вновь внесут в списки существующих. Более того, муниципалы считают, что единственная цель шумихи вокруг исчезнувшей деревни — создать там самый большой в России музей культуры и быта малого народа "Вепсcкий хутор" с коллекцией из более чем  3 тысяч экспонатов. Он создается силами энтузиастов, но чиновники считают его обычным туристическим проектом.
 
"Населенный пункт нужно обеспечивать. Дороги, свет, связь, вода — все это ляжет на бюджет поселения. При этом мы считаем, что реальных жителей в домах нет — речь идет о создании туристического объекта, а все строения со временем окажутся в собственности одного владельца. Целесообразность создания новой деревни без жителей для Винницкого поселения очень сомнительна", - пояснила начальник отдела земельных отношений.
 
Владелица еще одного жилого дома в несуществующей деревне, Наталья Филатова, супруг которой прописался в Сарозере, не согласна с такой позицией. "Сарозеро - жилая деревня. Некоторые владельцы живут тут круглый год. Моя мать купила этот дом в начале двухтысячных, и никаких проблем с оформлением не было. Деревню несколько раз переименовывали, но никто не говорил нам, что она формально не существует", - рассказала Филатова.
 
Владимир Шведов также опроверг мнение районной администрации о том, что  деревня станет полностью туристическим объектом. "Есть несколько собственников участков, мы разные люди, и вряд ли можно говорить о каких-то совместных инвестициях", - заявил Шведов. При этом он добавил, что инвестировал уже несколько миллионов рублей в создание музея вепсской культуры и организацию в округе современного охотничьего хозяйства.
 
Стоит отметить, что случаи исчезновения населенных пунктов, в которых проживают люди, в Ленобласти случаются. Так, в соседнем Лодейнопольском районе недавно пропала деревня Пергачево, с населением шесть человек. В тот раз проблема крылась в написании названия населенного пункта в официальных документах — случайное изменение одной буквы стерло деревню с карты Ленобласти.
 
Артем Шалякин,
47news