Катарина Витт на льду разделась – попало всем, а Алиса нарядилась как хотела – ей угрожали. Всех накрыло цензурной волной, но можно увернуться, если ты мастер, конечно.
Эксцентричная фигуристка Алиса Лю из США 9 февраля взяла золото в командном турнире. Уже 17-го и 19-го у нее личные выступления. Российский зритель из американцев предпочтет скорее Илью Малинина: вроде свой, а вроде и чужой. Алиса, впрочем, тоже тот еще парадокс.
Несмотря на то, что Алиса наша совсем не Элис, русского в ней ничего. Отец у нее китаец по имени Артур. Воспитывает детей один. Как и все ее четверо братьев и сестер, она родилась благодаря суррогатной матери и анонимной женщине, пожертвовавшей яйцеклетки.
Слегка жутковато, конечно, но Алиса выросла весьма симпатичной. И, пожалуй, несколько чудаковатой. На голове – полосатое окрашивание-нимб, во рту – пирсинг. Костюмы придумывает сама, а мнение судей ей до лампочки. Говорит, что оригинальность терять не собирается. Даже если оценки пойдут вниз. Для фигурного катания, казалось бы, непривычно.
Возможно, повлиял ее прошлый опыт: все детство она каталась под строгими взглядами тренеров. Обычной жизни у нее, мягко говоря, не было. Для иллюстрации: в 13 лет она победила во взрослом разряде чемпионата США. Во всей истории чемпионата – самая юная. Устав от всей своей напряженной жизни, в 2022-м году Лю решила сделать двухлетний перерыв. И вернулась совсем другой, хоть победы и не пропали. В 2025-м году стала чемпионкой мира.
Изменился стиль и подход к себе. Начала, например, выступать под песни Леди Гаги. Но музыкой все не закончилось. Образ на Олимпиаде в Милане – что-то вроде костюма лебедя, сделанного из бинтов. Элегантно, но присмотришься – какой-то авангард. Совсем не похоже на ее ранние блестящие костюмы, которые ей подбирали тренеры. Глянцевому журналу Elle Лю рассказала, что, наконец-то, смогла полностью придумывать и создавать свои наряды. Свобода невиданная. Полистав ее соцсети, можно заметить, что в жизни она еще более непримиримая. Носит гранж, стилизует одежду под неформалов 2000-х. Обаяние при этом не теряется.
Заметим, что мнение о консервативности фигурного катания как спорта сложилось не просто так. Например, фигуристка из ГДР Катарина Витт (между прочим, двукратная олимпийская чемпионка) довела Международный союз конькобежцев до введения очень строгого правила. Дело в том, что Катарину прозвали "спортивным секс-символом социализма".
Причина в том, что она почти никогда не появлялась в юбках. Точнее, назвать их таковыми было просто невозможно. Скорее – купальники.
В итоге в 1988 году международная федерация не выдержала и ввела правило Катарины Витт. Девушкам нужно было носить только костюмы, закрывающие бедра и диафрагму. Устав действовал целых 15 лет. Отменили только в 2003 году. Спустя два года родилась и Алиса. Сложно сказать, попала бы она сейчас под запрет. Платья, конечно, весьма летящие.
Подобных настолько громких и резонансных случаев, пожалуй, больше и не было. Но еще год назад, например, фигуристка Елизавета Худайбердиева рассказывала Sport24, что ей всю жизнь "прилетало за макияж". Говорили, внешность и так слишком яркая, куда тебе еще. То есть, сейчас роль играют не столько официальные правила, сколько субъективное отношение.
47news обсудил нормы с собеседницей из Школы олимпийского резерва "Звездный лед" в Петербурге. Специалист Мария Вишневская (прим. - имя изменено) рассказала, что сейчас, формально, все более либерально. Прическа и пирсинг никак не могут помешать, если это вписывается в общий образ. Снижение баллов за костюм принимается всеми судьями.
"У каждого судьи есть кнопочка, где он может нажать, если что-то не нравится, и снять баллы за костюм. Проголосовать могут и рефери, но обычно в зачет не идут их оценки. Если больше половины судей решат, что костюм был неприемлемым, то да, баллы снимут. Это выводится отдельной строкой внизу детализации. Там много-много всяких ноликов, плюсиков", – объяснила Вишневская.
Корреспондент в разговоре заметил, что стиль Алисы, все-таки, значительно отличается от других спортсменок. Попытался намекнуть, что чем ярче спортсмен, тем больше вопросов.
"Ничего ей не сделают, если она в образе. Что она нарушила?" – задалась риторическим вопросом Вишневская.
Видимо, нарушено только одно правило: быть предсказуемой.
