Причиной двух не катастроф, но аварий за сутки в Финском заливе могли стать как нарушения в работе спутниковой навигации, так и природный фактор. Без навигатора и водители в городе воют, а тут — море и льды.
В зимнем Финском заливе, в российской его части, два ЧП за сутки. У острова Сескар 7 февраля на мель сел балкер Sfera с удобрениями из Усть-Луги. Следом столкнулись по касательной сухогрузы Glyfada и Aeolian Fortune — суда шли в одном коридоре в тот же порт Усть-Луга.
В профессиональном сообществе, рассуждая о причинах аварийного дублета, не исключают два фактора. Во-первых, сбои сигналов GPS в Финском заливе, а спутниковая навигация — это хребет современного судоходства. Во-вторых, непростая ледовая обстановка последних недель.
Что касается сбоев в работе GPS, то в последние годы на эту проблему часто жалуются в соседних Финляндии и Эстонии. Финское морское погрануправление даже порекомендовало своим морякам использовать бумажные морские карты.
В прошлую зимнюю навигацию иностранные мореходы уже застревали, причём надолго, в замёрзшем Финском заливе. Так, более двух месяцев на мели во льдах в Копорской губе простоял сухогруз Meghna Princess. Когда судно вновь оказалось на чистой воде, стармех-бенгалец записал видео, сообщив, что на мелководье Meghna Princess вынесло именно из-за сбоев в работе GPS. Попутно главный по судовой механике покритиковал российских морских чиновников за волокиту во время спасательной операции.
47news связался с капитаном дальнего плавания и советником Всероссийского общества изобретателей по водному транспорту Юрием Чашковым. Стаж в морях и океанах - 52 года. Ходил и на контейнеровозе, и на химовозе, и на "пассажире". На танкере "Андреас" возил дизель в Персидском заливе и в зимний Большой порт Санкт-Петербрг тоже заходил.
По словам специалиста, капитану в Финском заливе относительно легко проложить маршрут. Это район активного судоходства с хорошими визуальными береговыми ориентирами и развитой навигационной инфраструктурой — маяками. С другой стороны, сегодня молодые штурманы и даже капитаны полностью полагаются именно на GPS. Неопытный судоводитель в ситуации форс-мажора легко может посадить теплоход на бровку канала.
- В 2004 году шёл на судне вдоль Северной Африки в сторону Гибралтара, Средиземное море. Вырубили GPS. Сразу весь эфир в крик, кто на английском, кто по-русски: "Почему GPS не работает?". Хотя, казалось бы, идти вдоль берега. Потому что сразу — всё по нулям. Ты не знаешь, где находишься, ни скорости, ни курса. Если исчезла связь — это как свет выключили. Пропал сигнал — сразу к журналу фиксируй время и свои координаты. Так это 2004-й год был! Два часа без GPS. А сейчас всё отдали на электронное сопровождение. Посмотрите, как водители автомобилей в Москве или в Петербурге реагируют на аналогичные сбои. Пошли помехи — и сразу паника. Передоверились электронике, что тут скажешь, - рассказал Чашков.
С другой стороны, крепкие холода последних недель привели к тому, что и в Администрации морских портов Балтийского моря начали вспоминать непростую навигацию 2011 года. Тогда из-за морозов в Финском заливе наблюдалась очень сложная ледовая обстановка — кромка льда ушла аж за Таллин. В ледовом плену на подходе к Петербургу оказались сотни судов. Автозаводы Toyota и Ford грозились остановкой из-за задержек с доставкой деталей. А из Арктики в Финский залив помогать "дизелям" вызвали атомный ледокол "Вайгач".
Как отмечают собеседники 47news, не исключено, что 7 февраля набравший в толщине лёд мог просто выдавить суда из дрейфа на мелководье. При этом в условиях сложной ледовой обстановки сняться с мели сложно. По сути пленённое судно само следует за льдом. Если февраль продолжит быть суровым, то не исключено, что подобные случае повторятся.
Например, ровно два года назад в феврале 2024 года у Бронки на мель кормой сел контейнеровоз Flying Fish. Махину тянули с бровки больше суток.
