Экс-руководитель "детского" отдела ГУ МВД по Петербургу и Ленобласти Алексей Родин в интервью "Фонтанке.ру" рассказал, что нужно объяснить вашему ребенку, особенно если ему 9-12 лет, чтобы постараться избежать истории, которая произошла с 9-летним петербуржцем Пашей.

Родин подчеркнул, что в большинстве подобных случаев преступники не планируют похищение детей заранее, а действуют ситуативно: "В нем срабатывает то, что было заложено изначально, — генетическая педофилия. Да, это болезнь, но она неизлечима".

Родин уверен, что людей с подобным патологическим влечением тюрьма не исправляет, а только помогает изолировать от общества и новых жертв. Но потом все повторяется. В момент ситуативного преступления педофил и оставляет множество улик, о том, что автомобиль видно на десятках камер, думает уже после удовлетворения фантазии. А в моменте он просто завлекает ребенка: "Пойдем/садись в машину, твоей маме плохо, поедем скорее/ щенка надо спасти/ я дам тебе денег, куплю еды, подвезу...".

Нужно научить ребенка реагировать быстро, что поможет ему спастись.

Преступник без плана может не быть готовым к реакции и испугаться. Как советует офицер полиции, гавное — не молчать и не быть покорным: не соглашаться на предложения, не идти туда, куда он просит. 

"Есть два ключевых навыка: уметь громко кричать и уметь бежать в сторону людей. И это не банальность, а реальный фактор выживания. В моей практике сотни случаев, когда ребенок избегал самого страшного именно потому, что закричал, вырвался и побежал к людям. Задача родителя — отдельно проговорить: есть ситуация, когда громко кричать можно и нужно. Если тебя кто‑то тащит, склоняет куда‑то пойти, хватает за руку — ты имеешь полное право орать так, будто начался пожар. Нужно буквально разрешить ребенку быть "неудобным", "невежливым", некрасиво себя вести — если речь идет о его безопасности", — говорит Родин. 

Детям экс-руководитель отдела полиции напоминает, что любая попытка сопротивления - лучше молчания.

"Я бы прямо с детьми разыгрывал ситуации: к тебе подходит "добрый дядя", что‑то предлагает, просит помочь, зовет куда‑то пройти — и мы вместе отрабатываем правильную реакцию. У детей должен быть не только набор слов, но и телесный опыт: они уже однажды кричали в "учебной" ситуации, им это знакомо, не так страшно", — предлагает он родителям и учителям. 

Важно не учить ребенка всем возможным сценариям, а просто "вшить" ему в голову правило — никуда не ходить с незнакомыми и малознакомыми людьми

Сложнее всего тема со "своими" взрослыми, которые оказываются преступниками: педагогами, друзьями семьи и даже ее членами. 

"Тренер, успешный, сильный, харизматичный, очень легко становится для подростка фигурой доверия. Если у такого есть педофильные наклонности, у него практически идеальная ситуация: доступ к детям, авторитет, закрытые пространства. Годы и десятилетия никто может ничего не замечать, а дети боятся говорить. Здесь защита только одна: доверительные отношения в семье и готовность взрослого поверить ребенку и пойти до конца, если он расскажет о насилии", — подытоживает Родин.