Не берут на СВО, – он же в списках экстремистов. Не надо платить за проезд, - он же воевал с террористами. Сегодня вышли его откровения – всадника 90-х. Время ухмыляется.
Появление документального фильма "Идеально непонятое убийство" совпало с выходом 19 января книги "Конь малиновый. Откровения всадника 90-х".
Освободившийся организатор убийства в ноябре 1998 года самого яркого либерального политика, депутата Госдумы Галины Старовойтовой, своим текстом в этих работах отмел всевозможные версии и слухи о мотивах. Тем более, что в уголовном деле мотивы не были прописаны. Он, буквально, клянется – это идейная акция, это ликвидация нацпредателя.
В начале нулевых Юрий Колчин был задержан в училище ГРУ уже после того, как после убийства Галины Старовойтовой прошел Чечню и был награжден. Приехал же он в Ленинград в конце 80-х при распаде СССР и влился в "тамбовскую" братву. В 2005 году его осудили на 20 лет вместе с исполнителями. На последнем слове он выдохнул: "Кремль считает, что у России нет будущего без демократии, я считаю, что у России нет будущего без патриотизма".
- Какой твой любимый цвет? – спрашиваю я. Пока склеивали этот проект, работал с Колчиным год, вопрос такой ни разу не задал. Думаю, что знаю ответ, но все же.
- Красный. Знамя. Под ним я давал присягу и служил в спецназе.
- Любимая книга?
- "Айвенго" Вальтера Скотта.
- Рыцари, Крестовые походы, освобождение гроба Господня … В своей судьбе ты взобрался на стены Иерусалима, спел псалмы, изрубил неверных?
- На свою стену – да. Псалмы пел, неверных, как ты говоришь, получается, рубил.
- Поставив на обложку книги работу "Средневековье" петербургского художника Филиппа Орлова, я дописал: "оглянувшись, воин задумался: "Я рубил песьи головы или невинных"? Ответь за него.
- Иногда я прихожу на могилу Галины Васильевны на Никольское кладбище и прошу прощенья.
- У нее?
- У Бога. Я же нарушил шестую заповедь, и с меня там спросят.
В Петербурге похороны Старовойтовой превратились в общественное высказывание – десятки тысяч людей стояли в очередь перед Этнографическим музеем. Прощаться прилетели практически все ведущие политики, Михаил Горбачев. Адреса написали Борис Ельцин, чуть позже – президент Владимир Путин.
- Какая твоя любимая песня?
- Из советского фильма "Как закалялась сталь": "Ты только будь, пожалуйста, со мною, товарищ правда. Я все смогу, я клятвы не нарушу. Ты только прикажи, и я не струшу, товарищ время".
Колчину 57 лет. Родился под Брянском. Принято называть – в поясе партизанской славы. Там и воспитывался до армии отцом–советским милиционером и дедом-ветераном Великой отечественной.
- "Ты только все, пожалуйста, запомни, товарищ память" – там есть и такое.
- Я помню. Когда я освободился, то пошел в военкомат, а мне говорят: "Юрий Николаевич, вы так нам нужны с вашими умениями, но никак не можем вас взять, – вы же в списках экстремистов Росфинмониторинга". У меня же статься – 277 УК – покушение на жизнь политического деятеля. Пусть это было задолго до того, как этот список составили, но уж спорить бесполезно. Раз не взяли, пошел в "Вагнер". Там - с удовольствием, а потом они марш на Москву учудили, и Пригожин волшебным образом упал с небес на землю. Опять незадача... Я не изменял Родине и после того, как распалась страна. Да, я был не последним человеком в "тамбовской" мафии, но в середине 90-х опомнился – уверовал, начал читать верные книги, а после Галины Старовойтовой пошел воевать в Чечню за русских парней. Если бы меня не накрыла ФСБ, а тогда я был заместителем взвода диверсионной борьбы, я бы сейчас был на фронте и опять в частях ГРУ.
- Твое любимое место в Петербурге?
- Николо-Богоявленский Морской собор. Это недалеко от дома Галины Васильевны на канале Грибоедова, где все и произошло. В тот день – 20 ноября - я пришел в храм на службу. Галина Васильевна уже летела в Питер из Москвы, а стрелки были уже расставлены. Я стою и вдруг вижу перед собой икону Михаила Архангела, а службу читают в его честь. Вроде, случайно, но я считаю – знамение, я прав. А потом начали говорить, что я все подгадал ко дню Михаила Архангела, как к символу Черной сотни. Но это чушь. То был знак.
- Теперь мы знаем, как выглядит знамение по Колчину. А до этого – сомневался?
- Конечно. Я же не упырь. Женщину, да еще из-за угла. Но она, вместе с такими же политиками делала все возможное, чтобы развалить Россию. Значит - враг. А тогда же патриотизм считался последним убежищем негодяев. Над такими как я, минимум, смеялись. А я читал Александра Дугина, над которым тоже смеялись. И что? Кто теперь Дугин, а где сейчас Чубайс? Видишь, как время все на свои места поставило.
- Как провел 20 лет?
- Читал и занимался спортом. Читал Шпенглера, Шопенгауэра, русских философов – Ильина и других, религиозную литературу. Она сложна, ее с наскока не возьмешь. Много занимался телом. Когда вышел, участвовал в марафонах, по ветеранам занял неплохие места. Не пью, не курю.
- Матом не ругаюсь …
- Стараюсь, но в России не ругаться невозможно. Это тоже наша скрепа.
- Тогда, какие чувства ты испытываешь, когда все вокруг изменилось в твою правду – таким, как Старовойтова быть, минимум, не модно, а тебя даже на СВО не берут, как нерукопожатного?
- Я никому не желаю своей судьбы, но и другой не хочу. Я русский человек. Моя цель находится в Боге. Я грешный человек, у меня нет мании величия – это путь в никуда. Я же тебе, когда мы снимали фильм, говорил: "Я горд, что живу в русском мире, что у меня есть такие ценности, такая традиция, такие ориентиры, что ты можешь в конечном итоге, пройдя все свои перипетии, осознать, кто ты есть. Свою сущность. Это здорово.
- Здорово – что?
- Когда я служил в Дрездене, то шел по немецкому городу в берете и тельняшке и понимал, как на меня смотрят – как на победителя. Так хочется, чтобы это вернулось. Когда-то я был против политики Кремля, но после Крыма все противоречия стерлись. Есть такие понятия в русском человеке – родина и жертва. И я не хочу каких-то удачных судеб себе.
Забыл спросить Юрия - какие сны ему снятся.
Параллельный материал на "Фонтанке.ру" построен по обратному принципу – Колчин задает вопросы журналисту.
