Умерла, а ее создал Бог. Брижит покинула мир, а мы перестали понимать, какой должна быть женщина. Вот вам за это спиритический сеанс.
Французская икона Брижит Бардо скончалась. Пусть 28 декабря, но 91 год. Взорвала экраны в середине 1950-х, став европейским пинком голливудскому гламуру. Бардо сочетала в себе невинность с дерзостью. Томный взгляд, растрепанные волосы, пухлые губы – ее назвали "сексуальным котенком".
Мировую славу ей принес фильм "И бог создал женщину" (1956 год) режиссера Роже Вадима. В киноленте она ходячий парадокс: сирота из газетной лавки и роковая соблазнительницу в одном флаконе. В ее карьере – 48 фильмов, начав сниматься в 1952 году, с экранов Брижит ушла в 1973-м. Стала зоозащитницей. Кстати, благодарила наш "Фонд балтийской нерпы" за работу.
Среди таких же неповторимых еще живы Софи Лорен (кстати, тоже 91 год) и Моника Беллуччи (61 год). Тонкая Джейн Биркин ушла от нас в 2023-м, дожив до 77 лет. Как и она, Бардо была музой французского шансонье Сержа Генсбура. Благодаря ему она стала известна под инициалами ББ. Музыкант в 1968 году посвятил ей альбом и одноименную песню – Initials B.B.
Квартет поп-икон, конечно, был разношерстным. Бардо, Лорен, Беллуччи, Биркин: у всех была своя индивидуальность с шармом. Но они сформировали себе похожий культурный ландшафт: "Вот какой надо быть". Эти актрисы считались эталонами женственности. Теперь публика осиротела. Времена власти секс-символов как культурного феномена прошли.
И сейчас есть красиво-популярные: Марго Робби, Ана де Армас, Зендея. Первая недавно была Барби, вторая сыграла Монро, третья – прославилась главной ролью в скандальном сериале "Эйфория". Впрочем, статус у них уже иной. Руководитель направления "Мода" в школе дизайна НИУ ВШЭ Анзор Канкулов подтвердил 47news, что концентрированных икон, какие были в 1960-1970-х, действительно больше не существует.
"Теперь в обществе можно быть разным. Грубо говоря, раньше было время, когда быть мужчиной значило что-то одно, как и быть женщиной. Все это, мне кажется, немного позади. Значимые фигуры остались, но они не единые, соответственно – менее значимые", – объяснил эксперт.
По словам Канкулова, сказывается изменение понятия идеи и роли женщины. Сейчас на это нет единого очевидного ответа, понятной версии. Крупные актрисы остались – например, Скарлетт Йоханссон, Кристен Стюарт, Марион Котийяр. Однако нельзя сказать, что какая-то из этих моделей окончательная.
Отметим, что в наше время особенно показательна судьба современных певиц, которые пытаются флиртовать с эстетикой ретро-икон популярной культуры. Американских певиц Сабрину Карпентер и Лану Дель Рей часто критикуют именно в связи с политическими стандартами. Первая попадает под прицел из-за ностальгии по эпохе, в которой у женщин было меньше прав. Недавно скандал вызвала обложка ее альбома Man"s Best Friend (в переводе "Лучший друг мужчины" или "Лучший друг человека"). На ней Сабрина стоит на коленях, а за волосы ее держит некая мужская фигура вне кадра. Мнения разделились – то ли это такая странная ирония, то ли действительно заигрывание. А Лана Дель Рей давно критикуется за любовь к "старой" Америке. Да и за увлечение темой болезненных отношений между мужчиной и женщиной.
"Во времена Брижит Бардо не было таких инструментов осуждения, как сегодня. Бог знает, что люди думали и говорили. Хотя ничего на свете не бывает так: что-то было, а потом навсегда ушло. Вопрос, что такое мужчина и женщина, все так же отчаянно тревожит умы. Видимо, разнообразие этих моделей провоцирует обсуждение, в том числе негативное", – подытожил исследователь моды Канкулов.
Тоску по ушедшим эпохам можно объяснить концепцией современного философа Марка Фишера – хонтологией (буквально "изучение призраков"). Фишер высказал мнение, что мы живем в мире, где нас преследуют утраченные варианты будущего.
Брижит Бардо тоже неминуемо стала "призраком", пожалуй, еще до своей смерти. Она напоминает нам о возможности будущего, которое не случилось. Могло бы родиться единство целостного образа женщины-символа, не отрицающего культурное разнообразие. Фишер считает, что мы видим призрак мира, где технологии могли бы соседствовать с чувством сплоченности.
Пока только и остается, что цитировать образы ушедших икон. Феномен энигмы отступил из-за тотальной видимости социальных сетей. Общий культурный пьедестал рассыпался на тьму лайков. Культурное зеркало разлетелось на осколки.
