В портах на Балтике постепенно проседает перевалка нефти и нефтепродуктов. За месяц до конца 2025 года отдельные комплексы сработали в минус. Зато с удобрениями, контейнерами и даже зерном на Северо-Западе все в порядке.
Ноябрь выдался относительно спокойным месяцем для портовиков Северо-Запада. Украинские беспилотники не беспокоили стивидоров, а то опасное, что барражировало в сторону нефтяных терминалов Ленобласти, сбивалось еще на подлёте. В Петербурге ждали возвращения французского контейнерного гиганта CMA CGM, а в Усть-Луге размышляли, чем обернётся снятие санкций США с белорусского калия.
Портовый бизнес и судоходство продолжают оставаться ключевыми элементами мировой торговли. 47news показывает, каков вес в этой системе российских портов Балтийского бассейна — Санкт-Петербурга, Ленинградской и Калининградской областей.
Контейнеры
По итогам 11 месяцев 2025 года перевалка контейнеров в российских портах Балтийского бассейна выросла на 5,3% и составила 1,56 млн TEU (эквивалент 20-футового контейнера), следует из данных "Морцентр-ТЭК".
В Ленинградской области с контейнерами работают два комплекса в порту Усть-Луга. Так, "Усть-Лужский контейнерный терминал" (УЛКТ) с начала 2025 года обработал 15,5 тыс. TEU. Не так давно "ящики" появились и на "Ультрамаре". Его результат работы — 1,3 тыс. TEU. Таким образом контейнерооборот Усть-Луги вырос почти на 116% до 18,8 тыс. TEU.
Основные объёмы контейнерных грузов на Балтике проходят через Большой порт Санкт-Петербурга. Его терминалы в период с января по ноябрь в совокупности обработали 1,28 млн TEU (3,2%). В лидерах по-прежнему ЗАО "Контейнерный терминал Санкт-Петербург" - 511,7 тыс. TEU (+10%), АО "ПКТ" - 358,1 тыс. TEU (+38,1%) и АО "Петролеспорт" - 282,1 тыс. TEU (-0,8%).
Ещё одна контейнерная точка на Балтике — порт Калининград. За одиннадцать месяцев 2025 на терминале ООО "БСК" обработали 156,6 тыс. TEU (+9,4%), а через АО "Калининградский МТП" прошло 103,5 тыс. TEU (+19,6%).
В совокупности все терминалы в морских портах России (Балтика, Арктика, Дальний Восток, Каспий и Азово-Черноморский бассейн) с начала 2025 года обработали 4,85 млн TEU, что на 4,2% меньше, чем за аналогичный период прошлого года.
Удобрения
Удобрения продолжают оставаться одним из самых быстрорастущих и крупных грузопотоков на Балтике. Перевалка российских удобрений в портах Ленинградской области и Большом порту Санкт-Петербурга продолжает расти. За 11 месяцев 2025 года отсюда за рубеж ушло 36,5 млн тонн этого груза.
Более половины этого объёма перевалили терминалы портах в Усть-Луге. В лидерах — ООО "Ультрамар". За отчётный период здесь отгрузили 14,6 млн тонн (+35,4%). Еще 3,8 млн тонн ушло через "Европейский серный терминал" (ЕСТ) (+3,5%), а на "УЛКТ" обработали 0,8 млн тонн (+115,2%).
На противоположном, северном, берегу Финского залива, в Выборге, ООО "Порт Логистик" перевалило 144,5 тысяч тонн удобрений (-9,3%).
Ещё 17 млн тонн удобрений отправили в Большом порту Санкт-Петербурга. Но это на 6,8% меньше чем в прошлом году. В Петербурге с этой номенклатурой работают сразу несколько перевалочных комплексов (АО "Морской порт Санкт-Петербург", АО "Балтийский балкерный терминал", АО "НЕВА-МЕТАЛЛ" и др.).
Отдельно стоит упомянуть терминал "Порт Фавор". Он официально заработал в Усть-Луге только в середине декабря 2025 года. Комплекс только планирует перевалку "сухих" минеральных удобрений, но уже работает с жидкими, а именно с аммиаком. Этот груз в координатах российской ВЭД-статистики проходит как химия, а не как удобрения. Результат работы "Порт Фавора" за 11 месяцев 2025 года 0,45 млн тонн (+4,1%).
Уголь
Порт Усть-Луга остаётся главными воротами для российского угля на Балтике. При этом объёмы угольной перевалки снижаются. Так, с начала года в балтийских портах было отправлено 37,8 млн тонн угля (-7,8%), из них 34,2 млн тонн (-11,5%) - через морской порт Усть-Луга.
Среди усть-лужских стивидоров самые большие угольные объёмы прошли через АО "Ростерминалуголь" — 16,2 млн тонн (+1,6%), ООО "Торговый терминал "Новотранс" - 7 млн тонн, ООО "Ультрамар" - 5,2 млн тонн, а также ООО "Универсальный перегрузочный комплекс" - 4,42 млн тонн (-2,5%).
Также в Ленинградской области с углём работает ООО "Порт Логистик" в порту Выборг — 1,38 млн тонн (+13,5%) за 11 месяцев.
Зерно
С начала 2025 года в российских портах Балтийского бассейна в экспорте (то есть без учёта импорта, транзита и каботажа, - прим. 47news) обработано почти 1,5 млн тонн зерна, это на 1,8% меньше, чем за аналогичный период прошлого года. Из них 916,4 тыс тонны, то есть больше половины объёма, за рубеж ушло через ООО "Порт Высоцкий" (-6,3%). Для нового терминала "Новотранса" ООО "УТТ Усть-Луга" (Lugaport) холдинга "Новотранс" в морском порту Усть-Луга показатель работы с зерном составил — 319,6 тысячи тонн.
Кроме этого, еще 77,6 тысячи тонн зерна на экспорт ушло через два калининградских терминала - "Портовый элеватор" и "Содружество Соя" экспортировали 396,2 тысячи тонн. Петербургская доля зерновой перевалки невелика. Через АО "Морской порт Санкт-Петербург" и АО "КЦТЛ" за рубеж ушло 111 тысяч тонн зерна.
Напомним, что зерно не является для портов Северо-Запада профильным грузом.
Нефть
Перевалка нефти на Балтике по-прежнему снижается, хотя и не на всех терминалах. За одиннадцать месяцев 2025 года через российские порты Северо-Запада за рубеж отправлено 68 млн тонн нефти (-5,6%).
На терминале ООО "Приморский торговый порт" в Приморске в период с января по ноябрь танкеры взяли 42,7 млн тонн нефти (+5,4%), а на ООО "Невская трубопроводная компания" (НТК) в Усть-Луге — 31,3 млн тонн (-19,9%).
Нефтепродукты
Несмотря на санкционнное давление на Россию, отдельным терминалам на Балтике удаётся наращивать перевалку нефтепродуктов. Так, ООО "ПТП" в Приморске с начала года вырос на 1,5% - через него на экспорт ушло 13,2 млн тонн нефтепродуктов. ООО "РПК-Высоцк "Лукойл"-II" вырос почти до 8,2 млн тонн (+16,4%), а ООО "НОВАТЭК-Усть-Луга" - до 6,8 млн тонн (+0,6%).
Вместе с тем ещё один усть-лужский терминал ООО "Портэнерго" рухнул на 33,6% до 1,6 млн тонн, в Большом порту Санкт-Петербурга АО "ПНТ" сократило перевалку нефтепродуктов до 2,56 млн тонн (-44,8%).
Александр Калинин,
47news
