Она отправится туда же, где скучала любимая женщина министра обороны Сердюкова. 47news разузнал, как живется-тужится на женских зонах.
Блогер Елена Блиновская, некогда известная как "королева марафонов", будет отбывать наказание в женской исправительной колонии общего режима №1 в посёлке Головино под Владимиром. Там же в своё время чуть больше месяца провела экс-глава департамента имущественных отношений Минобороны РФ Евгения Васильева, осуждённая по громкому делу "Оборонсервиса".
Колонию, где Блиновской предстоит провести более четырёх лет, в новостях стали называть чуть ли не элитной. Ассоциативный ряд понятен: красивая жизнь, миллионные траты, долгий процесс. Но тут же отреагировала ФСИН: мол, никаких привилегированных у них не бывает.
Тем не менее, как рассказала 47news член СПЧ и правозащитница Ева Меркачева, в отряде, куда распределили Блиновскую в ИК-1 Владимирской области, условия действительно считаются лучше. Просто там меньше постояльцев, и это действительно важно.
"Отряд в два раза меньше по размеру, чем остальные. Чем меньше женщин, сами понимаете, тем легче. Когда отряды большие, это сложно", –говорит Меркачева.
По её мнению, по сравнению с СИЗО (там ньюсмейкер пробыла больше года, так как нарушила условия домашнего ареста), в колонии Блиновской находиться будет легче. В "Громово" она сможет перемещаться по зоне, а не так, как в камере…
Ничего достойного в таких заведениях нет, считает Меркачева.
"Женские колонии – это ад. Нечего там делать тем, кто не совершал насильственных преступлений, кто привлекается впервые и у кого дети", – уверена она.
Допустим, сообщалось, что в той самой ИК-1 во Владимирской области месяцами отключены телефоны в комнатах краткосрочных свиданий. Родственники приезжают издалека для того, чтобы молча смотреть сквозь стекло на своих близких, словно на рыб в аквариуме, без малейшей надежды даже услышать голос. В женских исправительных учреждениях до сих пор не предусмотрена межсезонная одежда, а только зимняя и летняя, так что приходится мерзнуть в косынках, что неизбежно приводит к отитам. Женщин принуждают работать практически без отдыха, включая тяжелый физический труд. Горячая вода доступна всего раз в неделю, да и то нерегулярно, поэтому в передачках просят отправлять влажные салфетки.
Понятно, что картина ещё та, особенно если учитывать высоту, откуда пришлось упасть Блиновской. Свои 40 лет инстаграм-рекордсменка гуляла в окружении топ-звёзд российской эстрады. Перед ней на колено вставал Филипп Киркоров, а ведущими вечера стали Ксения Собчак и Иван Ургант. Говорят, что на столах был паштет из косули. Хотя, конечно, внутри Садового кольца можно удивить только паштетом из пингвина.
Приговор Елене Блиновской наша собеседница называла "очень суровым" и даже "жестоким": "Какой смысл в том, чтобы отправить ее в женскую колонию? Чтобы она озлобилась? Чтобы разрушить семейные связи? Как колония исправит Блиновскую? Мне не очень понятно. Не лучше бы назначить ей принудительные работы, отправив в исправительный центр? Там ее могли бы трудоустроить в хоспис, еще куда-то, где она по-другому бы научилась относится к людям и жизни".
А вот один из опрошенных нами ветеранов пенитенциарной системы заверил, что порядка в женских колониях побольше, чем в мужских.
– Женщина больше привычна к порядку. Они инстинктивно создают уют, их не надо гонять, чтобы они мыли-подметали. Среди них кратно меньше конфликтов, чем у мужиков. А если и случается, то бабы тут же хором успокаивают. Очень важно, что в их среде нет блатной педали.
– Это что? – переспросил журналист.
– Не играют в воровские правила. Это в той среде за язык тут же могут подтянуть, а остальные не влезают – разбирайтесь сами, как на дуэли. А среди девок по-другому.
По запросу "женская колония интервью" и "женская зона" интернет-поисковики выдают уйму видеосюжетов разной степени трагичности. Тема пользуется огромной популярностью как у блогеров, так и документалистов, специализирующихся на теме, называемой сегодня "хтонью". В общем потоке – и работы региональных омбудсменов, и материалы фемактивистов, и нарезки из телевизионных криминальных программ.
В сюжетах про женские колонии довольно слёз и дрожащих губ. Зачастую заголовки привлекают внимание обещаниями действительно показать "ад, о котором никто не говорит". С другой стороны, нередко сами осужденные, вздыхая, произносят, что им, хоть и тяжело, но в мужских колониях гораздо страшнее. Любимые темы — мать и дитя на зоне, конкурсы красоты и соответствующий секс.
Героини таких интервью отмечают, что социальная жизнь в колониях – это сложнейшая сеть взаимоотношений, где люди вынуждены находить общий язык даже при конфликтах, чтобы выживать в замкнутой среде. Часто причиной женских конфликтов становится разница в возрасте и социальном статусе. Нередки истерики и панические атаки.
"Здесь понимаешь цену простым вещам – обнять ребёнка, пройтись без конвоя, закрыть за собой дверь, а не решётку"; "Ели кашу-сечка, а в ней червяки были"; "На полсотни заключенных – два-три унитаза. Порядок пользования определяют старшие. Душ два раза в неделю. А женщинам сложнее без базовых потребностей. Унизительная, пыточная система", –такое вспоминают многие героини.
Почти все говорят о чувстве потери свободы, тоске по семье, особенно когда есть дети, у которых остаются проблемы вне колонии. Многие женщины отмечают, что долгое время фокусируются на выживании день за днём, а не на планах на будущее. Эти мысли не покидают осужденную ни в отряде, ни в цеху. Работа в колонии – это долгие часы на участке, чаще всего швейном, где женщины выполняют нормы по пошиву одежды или другой продукционной работе. Оплата – совершенно ничтожная.
Но тему будущего позитивнее всего раскрыл один из наших знакомых в УФСИН по Петербургу и Ленобласти.
"Конечно, с высот светского столичного мира опускаться до швейной мастерской с товарками, отсиживающими за поножовщину с трупами, – не кот чихнул, но в России покруче небожители заезжают в колонии. Все-таки не нагоняйте жути – поверьте, самое страшное она уже пережила в следственном изоляторе", – рассказал эксперт.
Елизавета Милякова, Александр Калинин,
47news
Елену Блиновскую задержали в апреле 2023 года при попытке выехать в Белоруссию. По версии следствия, блогер отмыла 716,6 млн рублей, а также уклонилась от уплаты налогов на сумму 906,6 млн рублей. Изначально суд отправил блогера под домашний арест, но в начале 2024-го Блиновскую перевели в СИЗО после домашней "новогодней вечеринки", на которую пришла свидетельница по ее делу. В марте 2025-го суд приговорил Елену Блиновскую к пяти годам лишения свободы, штрафу в 1 миллион рублей и конфискации имущества. В октябре этого года суд сократил срок лишения свободы для блогера на полгода.
