Мечтаем о билетах в Турцию, а тратимся на "Щелкунчика" в партере Мариинки. 47news глянул, что россияне готовы отдать за эту праздничную рефлексию.
Знаменитый балет Чайковского "Щелкунчик" каждый декабрь создает массовую истерию в кассах театров – как онлайн, так и в жизни. Например, уже 11 ноября сайт Мариинского театра умудрился "упасть" на фоне начала продажи билетов – страница не открывалась несколько часов. Ежегодно за попыткой выловить заветный билет выстраиваются огромные хвосты. Спросом пользуются мошенники и перекупы – цены взлетают выше.
Изначально "Щелкунчик" встретил довольно суровую критику. Например, последний директор Императорских театров Владимир Теляковский писал, что постановка "Щелкунчика" в Мариинке 6 декабря 1982 года была "невообразимая по безвкусию". И только в начале XX века публика смогла оценить Чайковского.
47news обсудил вечный вопрос о популярности "Щелкунчика" с социологом Владимиром Сократилиным. Он считает, что публику привлекает просто очень хорошая музыка. Балет дает возможность красивой постановки, и это понимают даже люди, далекие от музыки. Так что тут, видимо, дело совсем не в роскоши.
– Может, такое и есть, но это не массовое явление. Научных данных об этом нет, но я не думаю, что это такой способ продемонстрировать свое благосостояние и возможности. Скорее: "Вот, мы приобщились к культуре, мы высококультурные люди". Да и просто это все красиво – действия на сцене, декорации, – уверен Скоротилин.
По его словам, людям приятно делать в этих интерьерах селфи, фотографии, выкладывать это в соцсети. Но основная мотивация, все-таки, эстетическая. Важнее показать что-то традиционно красивое, а не "дорого-богато".
Впрочем, удовольствие от "Щелкунчика" все равно сложно назвать недорогим. Так, в Мариинском театре уже на 3 декабря билеты на втором ряду партера можно купить за 15 000 рублей. Дешевле всего, конечно, на балконе. Самые далекие места уже целиком раскуплены, а на втором ярусе предлагают выкупить их за 8000 рублей. Как учтиво предупреждают, видимость – ограниченная. На католическое Рождество, 25 декабря, ближайшие к сцене места стоят уже 28 000 рублей. Самые дешевые – 10 000 рублей.
Для бесстрашных: вечером 31 декабря доступные билеты находятся в диапазоне от 13 000 до 45 000 рублей. На вечерний показ "Щелкунчика" 2 января цены вновь снижаются до отметки за 25 декабря. Православное Рождество с балетом Чайковского можно провести за 11-24 тысячи рублей. Последний раз за зимние каникулы, 13 января, "Щелкунчика" покажут за 7500-18 000 рублей.
Россияне, впрочем, не вносят билеты на балет в основной список желаемых подарков. По статистике девелоперской компании Level Group, 30% наших сограждан мечтают получить новый гаджет. Найти под елкой абонементы в салон красоты хотят 23%, украшения – 20% россиян. Желают получить путевку на отдых тоже немалое количество людей – 17%. Подсчитаем, сколько "Щелкунчиков" понадобится на исполнение желаний.
Новейшая модель Iphone 17 без прикрас и дополнительной памяти, в среднем, стоит около 75 000 рублей. Получается, что его можно приобрести вместо двух билетов на лучшие места в Мариинке в самый пик, 31 декабря. Правда, IPhone получается на 15 000 дешевле. Последний "Самсунг" стоит дороже его "яблочного" соперника по рынку – около 110 000 рублей. То есть, это даже дешевле трех билетов на "Щелкунчика" в Новый год за самые дорогие места. И восьми самых бюджетных.
Стоимость абонементов на услуги красоты сильно разнится в зависимости от уровня салона, а также длительности и сложности процедур. Проанализировав рынок в Петербурге, мы пришли к выводу, что цены варьируются примерно от 2 до 30 тысяч рублей. При желании можно найти, конечно, и дороже. В итоге у нас один билет на новогоднего "Щелкунчика". И 15 тысяч останутся в кармане. Если брать самые дешевые "абонементы красоты", то подарить их получится сразу 22 людям. Выгода, конечно, заметна.
Касаясь украшений – история тут тоже сложная. Обычные серебряные подвески могут стоить и 1 000 рублей, а золотые украшения минимум 90-200 тысяч рублей. Предположим, что вместо самого дорогого дневного билета на "Щелкунчик" мы возьмем 45 подвесок. А золотое кольцо, в среднем, обойдется в два билета на постановку "Щелкунчика" 31-го декабря.
Около 30 тысяч рублей стоит поездка только по регионам России. Можно одному отправиться в Волгоградскую область. Дешевле будет поездка в Орловскую область – на двоих, говорят, выходит примерно 22 тысячи рублей. Если хочется посетить теплые края, то только билет в одну сторону в Сочи стоит 20 000 рублей на 31-е декабря. А, например, в Стамбул – около 37 000 рублей. Вот и считаем. Меньше одного "Щелкунчика".
Так или иначе, бесконечный ритуал имени Чайковского живет по собственным законам. Экономике подарков эти очереди за билетами не подчиняются, как и здравому смыслу, и холодному расчету. Возможно, мы готовы переплачивать и неделями ждать возможности купить билет даже не за "красивую музыку", а просто за обещание новогодней сказки, хотя бы на два часа в темном зале.
Софья Новоселова,
47news
"Щелкунчик" уже давно не только символ зимних каникул, но и показатель, что публика, все-таки, иногда готова приобщиться к высокой культуре. Пусть и сезонно. Ведь бежать за возможностью посмотреть знаменитый балет хотя бы с дальних мест начинают еще до открытия елочных базаров. Музыка Чайковского звучит буквально из каждого утюга – особенно в рекламе. Так что опомниться от завлекающего тумана известной сказки довольно сложно.
