Ученые из Англии выяснили, какие этапы взросления есть у мозга. Согласно этой классификации, подростковый возраст продолжается и после 30 лет. 

Как пишет "Доктор Питер" 26 ноября, нейробиологи Кембриджского университета установили, что мозг человека имеет всего пять возрастов: детский, подростковый, взрослый, а также периоды раннего и позднего старения. Для этого они провели исследования на почти 4 тысячах человек в возрасте до 90 лет. 

Детским мозг можно называть с 0 до 9 лет. В этот период происходит "сетевая консолидация", то есть производятся соединения между нейронами, но потом они сокращаются, а выживают лишь самые активные. Быстро растет объем серого и белого вещества, в результате толщина коры достигает пика, а складчатость коры стабилизируется. 

"К девяти годам, то есть к первому переломному моменту, мозг переживает кардинальное изменение когнитивных способностей, однако повышается риск возникновения психических расстройств", — отмечают ученые.

Подростковым мозг считается с 9 и аж до 32 лет. Объем белого вещества продолжает расти, когнитивные способности растут, связи внутри отдельных областей становятся более эффективными, а коммуникация по всему мозгу ускоряется. Пик изменений приходится на начало 30 лет, ученые называют этот возраст "самым сильным топологическим поворотным моментом" за жизнь.

Взрослым мозг остается с 32 до 66 лет. Архитектура мозга стабилизируется, наступает плато в развитии интеллекта и личности. Заметна сегрегация  — процесс, при котором отдельные области мозга работают обособленно.

Ранее старение мозга идет с 66 до 83 лет. В начале этого периода наступает переломный момент, нейронные сети реорганизуются, белое вещество начинает дегенерировать, число нейронных связей снижается. В этот период люди все чаще сталкиваются с повышенным риском развития гипертонии и других заболеваний, которые могут поражать мозг.

Позднее старение мозга начинается от 83 лет, связи продолжают ослабевать, а определенные области все более зависимы. 

"Зная особенности каждого возраста, мы сможем понять, в чем наш мозг наиболее эффективен или к чему более уязвим на разных этапах жизни, почему мозг некоторых людей развивается по-разному в ключевые моменты жизни, будь то проблемы с обучением в детстве или деменция в более поздние годы", — объясняет доктор Алекса Моусли, одна из авторов исследования.