В Петербурге решают, можно ли отправить дочь в Евросоюз. На отъезде настаивает мать, у отца политические аргументы. Судье еще труднее.  

Дзержинский районный суд Петербурга 25 ноября рассмотрит дело бывших супругов Игоря и Анны. Они спорят о возможности выезда детей за границу - запрет оформлен отцом.

- Жена хочет увезти обеих дочерей в Евросоюз и оспаривает оформленный мной запрет. Настаиваю, что им в Европе будет плохо. Старшую травили в школе и не только там. Сама дочь не хочет никуда ехать, о чем говорила неоднократно, - доказывает 47news Игорь. - Пока получается, что вопреки официальной государственной политике российский суд отправляет 11-летнего гражданина туда, куда сам он ехать не хочет.

Пара в статусе семьи - с июня 2014 года, брак регистрировали в посольстве России в Чехии. Последние семь лет они жили фактически между двумя странами. Игорь занимается криптовалютой - технический директор в компании.

- В августе 2025-го решили насовсем вернуться в Россию. Попал под так называемые секторальные санкции. Они запрещают россиянам, живущим в Евросоюзе, иметь счета в российских подсанкционных банках или связанные с Россией криптокошельки. Начались проблемы с работой, - продолжает Игорь. - Одновременно дочь столкнулась с травлей.  

- Например?

- На выходе из школы пожилая женщина оскорбляла ее за то, что русская. Эта пенсионерка живет рядом и регулярно ее встречала.

- Что насчет перевода в школу, где говорят на русском?

- Была в Праге одна-единственная, ее закрыли после начала событий на Украине. Младшая дочь ходила в частный детсад, где говорили по-русски, но деньги на его оплату закончились. Там в целом весьма ощущается давление: сайты российских изданий заблокированы, телевидение не показывает. Россиянам открывают счета всего в трёх банках. Старшей дочери натурально давал диктофон, чтобы фиксировала происходящее на уроках и переменах. Родители мои тоже жили в Чехии, уехали года полтора назад, когда все финансы перекрыли. Мы держались, пока не закончилось терпение.

Примеры Игорь также привёл в своих возражениях на судебный иск. Например, на улицах Праги встречаются машины, где на рамках номеров - лозунги в поддержку Украины. Местные вандалы не стесняются оставлять надписи на машинах с петербургскими номерами. На рекламных растяжках - объявления о сборах евро и чешских крон на вооружение Украины. О русофобии в Европе неоднократно заявляли омбудсмен Москалькова, МИД России указывал на физические угрозы россиянам в стране Евросоюза. Также приводится упоминание, что республика центральной Европы - в перечне из 49 стран, что теперь принято называть недружественными.

- Уже бывало, что жена во время ссоры срывалась с дочерьми в Прагу. Поэтому, когда этим летом вернулись в Россию, я оформил юридически запрет на выезд без моего согласия. В целом сделать это несложно, достаточно оформить заявление в миграционной службе МВД, - описывает быт собеседник. По всей видимости, отношения пары так себе. -  Когда жена узнала, ее это очень возмутило, пошла в суд. Обычно она провожала старшую дочь в школу на такси. И однажды в сентябре вместо школы они поехали в аэропорт. Дочь ревела, царапала руки, била ногами по креслу таксиста, но все-таки ее затащили в самолет, улетели в Петербург. Тогда жена заблокировала все мои контакты со старшим ребенком, старалась, чтобы я не узнал адрес. В школу дочь не ходила.

Примерно через месяц в руках у дочери оказался старый смартфон с включенной функцией родительского контроля. Гаджет указал отцу местоположение с точностью до подъезда. В начале ноября Игорь прилетел в Петербург, встретил ребенка, вместе улетели на юг России: "Тут дочь пошла в школу".

- Как строятся отношения с матерью сейчас?

- Сам с бывшей женой не общаюсь - только нервы трепать. Дочери она может звонить, в том числе по видеосвязи. Сам ребенок не очень хочет с ней разговаривать, так что они переписываются. Фактический наш адрес ей якобы неизвестен, хотя мы живем по месту регистрации. По ее заявлению нас ищут приставы Петербурга.

Брак Игоря с Анной расторгнут судом Праги в декабре 2023-го. Детей решено оставить с матерью, апелляций не поступало. Но, по словам собеседника 47news, с точки зрения российской юрисдикции процесс не завершен - не предоставлено заверенного перевода. Понятно, что процесс сопровождается взаимными обвинениями. Спорили в том числе о территориальной подсудности: он требовал, чтобы по месту жительства семьи на юге страны. Анна перечисляла действия бывшего супруга и настаивала на незаконном перемещении общих детей. Вместе с юристами она опирается на Гаагскую конвенцию - положения документа диктуют, что переезд без согласия матери незаконен. Известный редакции телефон Анны во время подготовки публикации был недоступен.

Игорь парирует, что обе дочери до недавних событий жили с бывшей женой и ссылается на нормы Семейного кодекса. В частности, статья 57-я - о праве ребенка, которому исполнилось 10 лет, высказываться в судебных или административных разбирательствах. Кроме того, учет мнения несовершеннолетнего обязателен. На руках у отца - протокол-объяснение, оформленный сотрудниками СК Петербурга. Несовершеннолетнюю, в частности, спрашивают, нравится ли жить в Чехии ("Нет, потому что травили"), нравится ли жить в России ("Да, в Краснодаре у меня есть друзья"). Бумага зафиксировала, что на вопрос, с кем из родителей девочка хочет жить дальше, ребенок ответил: "Я хотела бы жить с папой". Несколько раз она упомянула, что в Европе ее оскорбляли, унижали, а мама называла "предательницей" и "аутисткой".

- Судья наши доводы не слышит, мнение 11-летнего ребенка не учитывает. А он, ребенок, не хочет возвращаться в страну, где его дискриминировали за русский язык. То есть по сути гражданина России хотят послать в недружественную страну, где его будут унижать. Хотя во всевозможных документах зафиксировано, что она не хочет туда, - продолжает Игорь.

- А ваша бывшая жена настойчиво хочет в Евросоюз?

- Да, у нее там новые отношения. Работы толком нет, жилья собственного тоже. Квартиры все время арендовали, бывшая жена работала на российскую компанию. Найти новую должность там, кстати, тоже непросто: примерно девять из десяти работодателей откажут из-за российского паспорта.

Аналогично бывшие супруги спорили о запрете на выезд младшей дочери, ей шесть лет. В октябре Дзержинский районный суд обязал отца отозвать свое заявление.  Собеседник обратил внимание на особенности петербургского правоприменения. Например, о заседании он узнал, находясь в Краснодаре, за два дня до назначенной даты: "Если судить по электронной картотеке, иск принят к производству вечером 7 октября, а заседание назначено на утро 10-го".

В Гражданском процессуальном кодексе сроки описаны аккуратной нормой: "Судебные извещения и вызовы должны быть вручены с таким расчетом, чтобы указанные лица имели достаточный срок для подготовки к делу и своевременной явки в суд". Участники извещаются "заказным письмом с уведомлением о вручении, судебной повесткой с уведомлением о вручении, телефонограммой или телеграммой, по факсимильной связи либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование судебного извещения или вызова и его вручение адресату".

В том же процессе, настаивает он, неверно была истолкована позиция прокуратуры - надзор выступал против выезда ребенка из России. Бывшей супруге помогают адвокаты статусной городской коллеги Sky Lawyers. По словам Игоря, за юридическое сопровождение бывшая отдала 600 тысяч рублей.

У истца в суде три представителя. Одна трубку не сняла, ее коллега сослалась на занятость и попрощалась. Третий адвокат отрезала: "Ничего не могу сообщить по этому вопросу".

В карьере судьи, рассматривающей эти обстоятельства (Татьяны Матусяк), спор родителей, которых жизнь разбросала по разным странам, - не первый. Почти четыре года назад в Петербурге шумела история девочки из Австралии, которую отец увез от ЛГБТ*-матери (движение признано в России экстремистским и запрещено). Когда Матусяк постановила "немедленно вернуть ребенка", отец и дочь спрятались в Ленобласти. В процессе упоминалось множество конвенций, горсуд Петербурга отменял решение районного. В курсе истории девочки были и Александр Бастрыкин, и ведущие федерального ТВ. Для той матери публичный судебный спор обернулся заочным арестом в столице.

Андрей Карлов,
47news

* — международное движение ЛГБТ признано экстремистским и запрещено в России.