Взрослые пытаются держать юных под колпаком, у них – лохматые волосы и штаны до пола. Но с этим не справился даже "Крокодил". 47news полистал его страницы полувековой давности.  

Современные родители вроде бы со свободными нравами. Но снова переживают о внешнем виде своих подростков. Обсуждают, естественно, в соцсетях. И волосы у них, как пакля, и штаны широченные, и кроссовки громадные. Челки длинные, лица не видать. Даже бездетные дамы записывают видео с испуганными лицами: "А вдруг мой ребенок вырастет "нефором!". Вспомним, как дедушек и отцов сегодняшней молодежи отчитывали на страницах любимого "Крокодила".

Фото: Скриншоты из видео YouTube "Все субкультуры зумеров за 15 минут"

Официальная советская культура и газеты высмеивали необычные образы молодежи. Получались то "вещисты", то "западники". В любом случае, сатирики часто избирали их своей целью. Многие же выглядели для трудящихся не просто необычно, а вульгарно и эксцентрично. Преувеличить некоторые тенденции до состояния карикатуры не составляло труда.

"Крокодил" присматривался к модникам очень внимательно. Например, в 1968 году девушек высмеивали за популярные на западе мини-платья: "Ну я понимаю, родилась она в сорочке… Но зачем же на улицу в ней выходить?". Спутник изображен вполне прилично одетым, хоть и в клешах с трубкой в зубах. Сама леди – в тонком облегающем сарафане на бретельках.

Спустя два года мода сменилась, обратив взор на хиппи, а "Крокодил" уже тут как тут. Теперь на карандаш карикатуриста попала девушка в длинном цветастом платье. Подол тянется по всей улице.

Фото: скриншот страницы из журнала "Крокодил"

Юношей, впрочем, сатира стороной не обходила. Например, в 1976 году на октябрьской обложке возникла вполне осенняя картинка. "Патлатый" идет под зонтиком. Длина волос уже вызывает некие подозрения. Однако основное внимание привлекают не просто джинсы, а джинсы с огромным количеством заплаток. То сердечки, то кружки, то квадраты. Такие же модники на лавочке рассуждают: "Вот, говорят, бездельник, а смотри – каждый день новая заплата". То, что старшему поколению казалось признаком бедности, стало шиком.

Спустя год сюжет не перестал быть актуальным. Выпуск под номером 16 появился на прилавках уже буквально с образом "отцов и детей". Точнее, бабушек и внуков. Юноша в завязанной у живота майке с огромной сумкой демонстрирует те же самые джинсы – еще не вышли из тренда. Возможно, стали даже еще более причудливыми: заплатки ярче, прибавились нашитые карманы. Отметим, что джинсы даже в конце 1970-х были крайне редки и считались предметом роскоши. Впрочем, бабушка на карикатуре так не считает – ей близки фиолетовые брюки со стрелками. Переживает, что юноша совсем уж обеднел с такими штанами. Они же еще и рваные. Пристрастие к табаку, кстати, остается неизменным.

И только ранний стиляга изображен не степенно-надменным, а пока что испуганным. Щуплый парень в желтом пиджаке, яркой рубашке с бабочкой и узких джинсах буквально убегает с производства. Из чемоданчика падают документы. Вслед ему смотрят серьезные и весьма хмурые рабочие, нарисованные в стиле соцреализма. Пейзаж вокруг индустриальный, богеме явно не подходит.

Фото: скриншот страницы из журнала "Крокодил"

Острый карандаш задевал и влюбленные парочки. Основная претензия: уж слишком похоже стали одеваться. На голове – "стог сена", штаны-клеш, приталенные пиджаки. Кто их разберет – где девушка, где юноша. Точно не читатель. Двум рыжим хиппи пришлось даже нарисовать соответствующие "указатели" в виде медальонов. Одна из девушек вздыхает: "Я подстригусь, Боб, а то на парня стала похожа!". А неизменная трогательная бабушка, кстати, умоляет свою внучку надеть юбку хотя бы в честь Восьмого марта.

Родители нынешней молодежи, заметим, тоже крайне недовольны прическами своих детей. По той же причине – подстрижены все одинаково. Подчеркивается лохматость и длинная челка. Часто красятся в единый черный цвет.

Фото: скриншот страницы из журнала "Крокодил"

Специалист по советской культуре Слава Новик (псевдоним - прим. ред.) рассказал 47news, что к журналу "Крокодил" очень положительно относилось большинство граждан, особенно – рабочие и пенсионеры. Журнал часто выписывали и смеялись над карикатурами.

Тираж "Крокодила" был огромным: на пике популярности он достигал 6,5 млн экземпляров. Выходил три раза в месяц. Ближе к середине 1980-х "отрезало" примерно 1,5 млн подписчиков. Потом актуальность, все-таки, пошла на спад. Уже к нулевым тираж сократился до 50 тысяч экземпляров.

"Часть студенческой молодежи и ряд людей с более глубокими интересами журнал не выписывали. К ним относились те, кто больше читали. Им могла даже нравится какая-то часть западной культуры. В целом, они понимали, что в этой моде не было ничего антисоветского или опасного", – объяснил Новик.

По его оценке, несколько скептически к журналу относились примерно 15% граждан. И только 5% на самом деле активно следовали западным трендам в 1970-х. В следующем десятилетии все это приобрело чуть большую популярность, поскольку люди чаще стали ездить в другие страны, да и началась эпоха фарцовщиков.

Курьезное наблюдение: в начале 1970-х хиппи иногда называли "широкоременными". Естественно, это из-за крупных ремней с огромными бляшками – обычно с какими-нибудь узорами, но это как повезет.

"Уже в 1980-х годах повлияло то, что люди стали больше ездить за границу. Активнее по странам социалистического блока, кто-то ездил даже в Западную Европу. В общем, не только в Болгарию. Стало больше моряков и фарцовщиков. Фарцовка в крупных городах, по большей части, контрабандой не была. Скорее влияли внешняя торговля и ее вот такое распространение", – рассказал эксперт.

Новик отметил, что многие студенты не выписывали журнал совсем не на основе каких-то взглядов. Просто не хватало денег. Интеллигенция же и вовсе на "Крокодил" не смотрела, была и другая пресса, для них интереснее.

Фото: скриншоты видео YouTube "Нескучный лекторий: «Стиляги. Возникновение субкультуры»"

Однако круговорот "отцов и детей" захватил молодых опять – уже в 1980-х годах. Многие из поколений стиляг и хиппи к тому времени уже остепенились и позабыли о своей страсти ко всему западному. Отражение этого можно найти в довольно известной песне "Когда-то ты был битником" группы "Кино".

Солист Виктор Цой довольно печально рассудил, что те, кто принадлежали субкультуре, стали теми, кем довольны их "старые мамы". В начале песни "Кино" вопрошают, куда делись туфли "на манной каше" и двубортный пиджак. А уже ближе к концу примирительно надеются, что в душе бывший битник "остался таким же, как был". И "верить в это приятно".

Так что нет ничего нового под солнцем. Если у Тургенева разногласия между старшими и младшими были скорее идеологическими, то уже к XX веку они стали эстетическими. Если ты носишь странное, то не обязательно опасен. Но выделяешься и, как следствие, мозолишь глаза. Новые подростки тоже когда-нибудь станут ворчливыми бабушками и дедушками.