На охоту за редкими куклами выходят родители. У них свои фарцовщики, аферы, а еще игрушки по цене подержанной машины. Это наше кукольное подполье.

Коллекционирование кукол перестало быть только детским хобби. Взрослые с ними не играют, а собирают на полках. Выяснилось, что большое сообщество принимает к себе разных людей – увлеченных, ностальгирующих и даже тех, кто справляется с душевными ранами. Для многих это стало почти искусством. 47news поговорил про закрытое сообщество энтузиастов с коллекционером Валентиной Татосян.

Фото: Из личного архива Валентины Татосян

– Как я понимаю, в вашем сообществе, в основном, взрослые люди – от 20 до 35-40 лет. Почему есть такой интерес? Ведь, все-таки, это больше детская история.

– Много взрослых коллекционеров, совсем молодых мало. Мне кажется, это из чувства ностальгии, это приносит радость. Есть интерес, азарт. Ты же ищешь определенную модель, тебе нужную. Кто-то ориентируется на моду, кто-то на мультсериалы.

– Если это старшее поколение, может, у них какой-то "гештальт"? В Советском Союзе ведь не было такого разнообразия игрушек. А сейчас это все сравнительно доступно.

– Да, именно они собирают много ретро. Молодое поколение особенно такими куклами не интересуется. У них там всякие винтажные Барби, пупсы.

– Сталкиваются они с осуждением? Необычно ведь, мягко говоря.

– Сто процентов. Причем это осуждение идет больше на коллекционеров в возрасте, особенно на мужчин. Нельзя им, видимо, собирать, что нравится. Зато марки, монеты, открытки, вот можно. Никто не против.

– Возникло впечатление, что сообщество у вас очень закрытое. Вроде как, много людей, но большинство о нем не знает. Сложно обычному человеку на вас выйти?

– Вообще это хобби для одного человека. А сообщество, понятно, закрытое из-за всяких осуждений. Люди думают: "Как это, взрослый человек играется в куклы!". Постоянно идет порицание. Поэтому мы и закрыты. Люди сами как-то организуются в свои маленькие сообщества, находят друг друга в сети.

Фото: Из личного архива Валентины Татосян

– Как давно это у нас все начало развиваться, обретать популярность?

– Думаю, последние лет пять – с двадцатого, двадцать первого года прям как-то резкий взрыв случился у всех. Я в детстве коллекционировала до 13 лет, потом все. Но именно в этот промежуток что-то внезапно переклинило у всех. Думаешь, что купишь одну – а потом, бац, и оно тебя затягивает.

– При этом последние годы как раз начали вводить санкционную политику. Большинство кукол возят из-за границы. И как вы эти проблемы-то обходите?

– Это огромная проблема. Получить желанную куклу очень сложно. Сейчас появилось очень много посредников, которые выкупают кукол из Америки и привозят их в Казахстан или какие-то другие страны. Потом уже в Россию. К сожалению, из-за этого развелось очень много мошенников.

– Фарцуют, значит. Что за схемы у них?

– Самая классика: сначала они правда выполняют свою работы, набирают отзывы, какую-то положительную оценку. А потом у них что-то резко происходит. Кредиты, долги. Понимают, что свой бизнес они "не вывозят", делают вид, что якобы покупают кукол, получают деньги от нас, но в итоге просто пропадают. А у тебя ни куклы, ни денег.

– Пытаетесь бороться? Может кто-то в полицию обращается, в суды?

– Конечно, пытаемся, много такого было. Обычно подают заявления в полицию, но это, к сожалению, не работает вообще никак. Принимают заявления, могут сотрудники приходить на обычный разговор. Но эти беседы ни к чему не приводят. Говорят: "Ваши деньги, сами следите, куда их и кому отдаете".

– Этот бизнес вообще бывает официально оформлен как-то? Или подпольно все?

– Полагаю, что сделки проводятся неофициально. По доброте душевной. Недавно в Москве это пытались официально оформить, магазин открыть, но в итоге все закрылось. Покупатели на деньги стали кидать. До сих пор они расплачиваются за все.

– А как же репутация?

– У нас есть чаты. Там все проверяем – у кого можно брать, у кого нельзя. Так же и с потенциальными покупателями. Эти чаты еще в году двадцатом появились, почти сразу с ростом популярности. Но я и сама сталкивалась с мошенниками. Была девочка нормальная, всем все продавала, а потом пропала на год. Кинула нас на 300 тысяч рублей. Я в числе обманутых. 

– В общем, криминальный мир. Какие модели самые желанные и дорогие? Я поизучала, видела даже мексиканскую куклу за 10 тысяч евро.

– Самые дорогие – это Integrity Toys, бренд, который покупают взрослые люди. Они стоят и по 200, и по 300 тысяч рублей. Просто за "тушку", даже без одежды.

– Они что, из золота? Чем отличаются от обычных?

– Их делают из особого материала. Не помню точно. Но они очень детально продуманы, они как модельные – у них есть даже ресницы. 

Фото: скриншоты онлайн-магазина integritytoys.com

– Говорят, пошла мода на крайне реалистичных пупсов. Выглядят жутковато. Знаешь о таком?

– Честно говоря, я это не понимаю, как-то это страшновато. Некоторые женщины их покупают, как ребенка своего. Одевают, ухаживают. Видимо, это человек так лечит себя. Многие из них потеряли ребенка. Я видела их на ярмарке. Смотришь – вроде малыш не настоящий, но настоящий. Их делают из силикона, он ощущается как младенческая кожа. Иногда используют покупные человеческие волосы. Тоже крайне дорогие.

Фото: скриншоты сайта bountifulbaby.com

– А еще говорят, иногда люди берут вообще старые, никому не нужные куклы и как-то их переделывают. Дорого?

– Это вообще отдельное ответвление коллекционирования. Часто это даже дороже, чем если покупать новую куклу, потому что это индивидуальная работа. Появилось много новых художников, они все делают в твоем стиле, как скажешь. Популярные мастера могут брать 20-30 тысяч рублей за работу.

Фото: Из личного архива Валентины Татосян

– Какие встречались, в целом, самые странные и заоблачные цены?

– Находясь в этом хобби, ты изначально удивляешься, что та же кукла, которую ты покупал в детстве, сейчас стоит, например, 10 тысяч рублей. Хотя тогда – в пять раз дешевле. Потом привыкаешь. У меня почти все куклы в полной комплектации, в идеальном состоянии. В среднем, каждая из них – около 5-6 тысяч. 

Всего у Валентины 36 кукол. В сообществе коллекционеров считается, что это не так уж и много. В среднем – около сотни. Особенно опытные держат у себя на полках больше 1000 экземпляров.

– Как так получается?

– Просто часы поиска в интернете. Сидишь, ищешь и ищешь, и вдруг попадается та самая жемчужина.

Официально это называется "плангонология". Впрочем, это название сами участники сообщества не используют. Просто любят кукол. Кажется, ничего детского в этом нет.