В договоры о недвижимости юристы вставляют новые условия для продавца. Они ограждают клиентов после звездного прецедента. Цитируем лайфхак.

Продажа квартиры под нажимом мошенников и возвращение ее Ларисе Долиной превратилось в событие, повлекшее аналогичные решения судов по отношению к добросовестным покупателям – квартиру отдают потерпевшей стороне, деньги покупателю не возвращаются.

Устные советы адвокатов и даже психологов, как распознать неадекватного продавца, наконец, превратились в юридические прописи. По данным нашего издания, последнее время петербургские нотариусы, регистрирующие договоры купли-продажи квартир, требуют внесения новых пунктов в договоры. 47news приводит их дословно:

"Продавец гарантирует, что:
• заключение продавцом настоящего договора не связано с его обманом или введением его в заблуждение о том, что он является участником какой-либо специальной операции, проводимой правоохранительными органами Российской Федерации или Центральным Банком Российской Федерации".

Строчки буквально символизируют реальность, когда чуть ли не ежедневно пенсионеры наспех продают свою недвижимость, якобы действуя по инструкциям ФСБ – либо опасаясь, что их деньги кто-то отправил на помощь ВСУ, либо считая, что спецслужбы РФ уберегают их от хакеров.

"Настоящий договор заключается продавцом с реальным намерением на получение денежных средств за продаваемую квартиру: продавец понимает, что после продажи квартиры он утратит все права на неё и должен будет освободить квартиру для вселения покупателя;

• с продавцом не связывались никакие третьи лица, не сообщали о попытках мошенников украсть его сбережения на счетах или получить на его имя кредит в банке, и не понуждали продавца к заключению настоящего договора в целях помощи правоохранительным органам Российской Федерации или Центральному Банку Российской Федерации". 

Иначе в случае судебного разбирательства покупатель наткнется на оценку своей добросовестности, а определение "должной осмотрительности" при сумме тревожных сигналов со стороны продавца может толковаться субъективно.  

"Продавец не намерен в будущем передавать или перечислять полученные денежные средства от продажи квартиры третьим лицам в целях помощи правоохранительным органам в разоблачении или поимке предполагаемых преступников;

• продавец понимает, что, если вышеуказанные обстоятельства существовали на момент заключения настоящего Договора, но были сокрыты продавцом от покупателя, продавец не сможет в будущем использовать данные обстоятельства, как основания для признания настоящего договора недействительной сделкой".

Все же нотариусы не едины в своих взглядах на Гражданский кодекс. Так, при сделках от покупателя требуют согласия супруги или мужа. Мол, только так, иначе это нарушение закона. Но есть и мнение, что это не обязательно. Или, например, при покупке паркинга – а это доли – нужно согласие всех собственников паркинга, хотя это практически нереально (паркинги бывают на сотни машиномест). И таких моментов достаточно, причем все ссылаются на ГК.

Однако во всех случаях это платный простой договор купли-продажи, куда можно внести дополнительные требования. Можно, конечно, оформить сделку и в простой письменной форме, но ее регистрируют 10 дней, а у нотариуса – сутки.

Новые пункты позволяют крепче огородить покупателя: если собственник после сделки лишился денег по вине мошенников — это его отдельный иск к мошенникам. Его риски не должны перекладываться на добросовестного покупателя. А вопрос о возмещении ущерба от мошенничества — это тема для отдельного уголовного дела или гражданского иска к виновным.