Резкое сокращение отправок нефти через Приморск и Усть-Лугу после налётов БПЛА фиксируют отраслевые эксперты на Западе. О падении объёмов нефтеперевалки на Балтике 47news рассказывает регулярно.
Тяжеловес мира экономической и финансовой информации в лице Bloomberg отметил резкое сокращение поставок нефти из российских портов на Балтике на фоне атаки украинских беспилотников на специализированный порт Приморск в Ленинградской области. О том, что перевалка нефти через профильные терминалы Финского залива снижается от месяца к месяцу, пишет (тоже из месяца в месяца) и 47news.
При этом падение нефтеперевалки фиксируется не только на Балтике - за восемь месяцев 2025 года минус 7,3%. Не может достичь прошлогодних показателей Арктика (-10,3%) и Азово-Черноморский бассейн (-6,9%). Нефтепортам Дальнего Bостока удалось выйти в формальный плюс (+0,1%). Всего с начала года через морские порты Россия экспортировала 12 млн тонн нефти (-5,3%).
Экспорт нефти в России по бассейнам, 8 месяцев 2025 года
Отметим, что, рассказывая о спаде отгрузок через Приморск и Усть-Лугу в связке с налётами БПЛА, западные специалисты говорят исключительно о нефти. При этом через терминалы продолжает уходить не только сырая нефть, но и нефтепродукты (вспомните, как испугались жители Приморска появления мазута на своём пляже).
Кроме этого аналитики Bloomberg делают свои выводы на основе подсчёта танкеров, встающих под обработку к причалам в Приморске, Усть-Луге, Новороссийске, Мурманске, Козьмино и т. д. Считать судозаходы — понятный, но муторный и ресурсозатратный процесс. А в итоге складывается дедвейд (полная грузоподъёмность) всех попавших на карандаш танкеров. Весь этот груз переводится в баррели и укомплектовывается в трудовую неделю, а в портах она длится все семь дней, а также оценивается в долларах.
47news живёт в российских координатах — считать в тысячах и миллионах тонн и по итогам месяца.
Если говорить непосредственно о нефти, то на данный момент видны три точки на российской Балтике, откуда она уходит на экспорт. Это терминал ООО "Приморский торговый порт" в Приморске, комплекс ООО "Невская трубопроводная компания" в Усть-Луге, а также комплекс ООО "Лукойл-Колмплексный нефтяной терминал" в Калининграде. Доля последнего совсем не велика. Приморск до сентябрьского налёта умудрялся выходить в небольшой плюс — 29,6 млн тонн за 8 месяцев, а это +0,7%. А вот Усть-Луга портила нефтеэкспортную статистику, упав на 17,8% до 18,2 млн тонн. Следует из данных "Морцентр-ТЭК".
Если смотреть на углеводородный экспорт шире Bloomberg, то есть не только на нефть, но и нефтепродукты, то этой номенклатурой на Северо-Западе занимаются не только в Приморске (ПТП) и Усть-Луге (ООО "НОВАТЭК-Усть-Луга" и ООО "Портэнерго" ), но и в Высоцке (ООО "РПК-Высоцк "Лукойл-II"), а также в Большом порту Санкт-Петербурга (ПНТ и ЗАО "Интерферрум-Металл").
С начала года общая перевалка нефтепродуктов в портах России упала на 1,4% до 75,9 млн тонн. Cтивидоры Балтики единственные, кто смог нарастить свой показатель на 1,3%, обработав 42,1 млн тонн нефтепродуктов, то есть более половины всего отечественного экспорта. Наибольшие объёмы идут через атакованный БПЛА Приморск. По итогам января-августа ПТП перевалил 10,5 млн тонн (+4,9%).
Отметим, что атаки украинских беспилотников на морские нефтетерминалы и тыловые нефтебазы пусть и медийно громкий, но не единственный негативный фактор, влияющий на итоговые перевалки стратегически важного груза в российских портах.
Запад планомерно усиливает давление на торговлю российскими энергоносителями, начиная дискуссию о дальнейшем ужесточении санкций, чуть ли не сразу после введения очередного пакета ограничений. Регулярно пополняется реестр судов так называемого "теневого флота". По оценкам отраслевых судоходных экспертов, в настоящее время уже до 20% мирового дедвейта танкеров — это именно такие суда-изгои в состоянии, близком к предельному. С другой стороны, эти же эксперты уже говорят о сценарии, что в случае отмены санкций, все эти старые танкеры начнут массово списываться, что резко сократит предложение тоннажа, что отразится на стоимости перевозки.
Параллельно ведутся дискуссии о подрыве доходов России от экспорта энергоносителей через давление на деловых партнёров. Например, Дональд Трамп призвал союзников ввести 50–100% вторичные пошлины на Индию и Китай с целью сокращения закупок российской нефти. А ещё ожидается, что страны ОПЕК увеличат добычу нефти на фоне традиционных зимних пиков спроса.
Одним словом трудно быть точкой на карте с названием порт Приморск, когда вокруг такое.
Александр Калинин,
47news
Напомним, что атака на Приморск 12 сентября не единственное громкое событие в портах Ленобласти за последние два года. Но прежде тревожные новости приходили с противоположного южного берега Финского залива, где расположен порт Усть-Луга.
Так, 21 января 2024 года БПЛА атаковали терминал ООО "НОВАТЭК-Усть-Луга". Пожар тушили долго, но обошлось без жертв и пострадавших, а Кремль назвал атаку террористической. Следом 9 февраля 2025 года прозвучал взрыв на танкере Koala у причала комплекса наливных грузов ОАО "Усть-Луга Ойл". Власти заявили о "техногенном инциденте во время запуска двигателя". Через полгода - новый инцидент. 6 июля утечка жидкого аммиака на танкере-газовозе Eco Wizard в Усть-Луге. 24 августа 2025 года вновь сбивали беспилотники над терминалом Новатэка в Усть-Луге.