Члены комиссии от неправящей партии зафиксировали явку на участках в 20 раз ниже, чем на бумаге. Те, кто при подсчёте, объясняют это бойкотом. Полицейский рассказал правду.
В воскресенье, 14 сентября, 47news посетил избирательный участок № 963 в городе Мурино. Тут явка по данным на вторую половину дня составила всего 6,5%. В то же время в Ленобласти она перевалила за 50%.
Здесь членом комиссии с правом решающего голоса является 67-летний Василий Чуков, член бюро Всеволожского отделения КПРФ. Прослыл наличием принципиальной позиции, пугающей даже товарищей по партии. Всех заходящих он записывает в специальную тетрадку, составляя так называемую шахматку. Старый-добрый способ наблюдателей, следящих за честным голосованием. Если официальные данные сильно расходятся с неофициальными, можно заподозрить мухлеж.
Члены комиссии не пытаются спорить с идейным коммунистом, соглашаясь – народ идет не очень активно. Объясняют это двумя факторами: многие владельцы квартир в Мурино здесь не прописаны, а тем, кто зарегистрирован, нет никакого дела до региональной политики. В ходе беседы возникает и третий тезис: нарезку округов недавно поменяли и дом по Петровскому бульвару,7 вдруг стал относиться к ним.
- Жители, а это 1600 квартир, сказали, что будут бойкотировать эти выборы, - сообщили в комиссии.
Впрочем, даже если из общего числа избирателей, которых здесь 2840, вычесть этот обиженный дом, все равно выходит явка 15%. Для Ленобласти это - мизер.
- Сказали же утром цифру 72,5%, - разводит руками одна из членов комиссии, чем явно выдает что-то не то.
- Может, вам сказали, что столько должно быть, но вообще не было такой информации, - отвечаю ей.
- Да ничего нам не говорили, - возмущается еще одна женщина.
- Да как не говорили-то? – бурчит первая.
Если здесь все понятно, то на участке № 962, расположенном в той же школе № 1, гораздо интереснее. В этом крыле очень серьезный сотрудник полиции на входе. Заставляет достать ключи из кармана и проверяет металлоискателем каждого входящего.
Председатель Михаил Филиппенко рассказал, что за воскресенье пришли только 30 человек. Направленная КПРФ член комиссии Марина Бурак тут же рассказала, что всего за три дня было 80 избирателей.
- Значит, в пятницу и субботу было 50 человек, правильно? – переспрашиваю я.
- Это как? – не понимает Михаил Филиппенко.
- Ну как, сегодня 30, всего 80, значит за первые два дня 50…
- У нас к сегодняшнему дню составляет явка 1417 человек, - проговаривает председатель, смотря в свой блокнот. Раз общее число избирателей 2289, то в процентах тут 61,9%.
- Как это? Не было столько, – уже не выдерживает Бурак, но отходит чуть в сторонку.
- Тут я председатель и я передаю данные в вышестоящую комиссию. Вы вообще почему кому-то что-то говорите? - медленно проговаривает Филиппенко.
- Ну, значит я кого-то не увидела. Так получается, - расстраивается Марина Бурак.
По словам Михаила Филиппенко, народ был активен в пятницу вечером после работы и в субботу после обеда. Итого выходит, за сутки участок посетили около 700 человек. Фиксирую мысленно – накануне полицейскому пришлось не сладко. Тем более, здесь есть ещё и участок № 201.
На нем тоже пусто, как и на других, но явка тоже больше 60%. Если точнее, председатель сообщает: 1595 из 2379 уже сделали свой выбор. Это 67%. Больше всего, по словам членов комиссии, было людей в субботу вечером. А днем в воскресенье никого не было, потому что "все спят". Наблюдателей от независимых партий здесь нет, а те, что есть, как раз ушли на обед.
На вопрос, есть ли, быть может, фотодоказательства ажиотажного спроса на бюллетени, задумываются, нужно ли вообще по этому поводу разговаривать. "Обращайтесь в ТИК", - помогает еще один член комиссии. Выясняется, что видеокамер здесь нет, так что верить придется на слово.
Напоследок, выходя из здания, спрашиваю полицейского, насколько тяжело ему вообще пришлось, и были ли очереди перед рамкой.
- Общими сведениями могу поделиться такими. Количество входящих в воскресенье гораздо больше, чем было в субботу. А в пятницу дежурил не я.
Выходит, даже он не всех увидел.