Тревога обостряется при онлайн-шопинге, когда для покупки требуется вводить номер карты и контактные данные. Как показало исследование Авито, больше всего люди боятся раскрывать в интернете платежные данные - 79% респондентов. Еще 56% опрошенных хотели бы хранить в тайне ФИО и адрес, а еще для 22% критично разглашение номера мобильного.
Большинство страхов при онлайн-покупках связано именно с безопасностью персональных данных, которые могут попасть в не те руки, а также с невозможностью привычного способа изучить товар - потрогать, и подержать в руках и проверить в действии. Соблюдение правил покупательской информационной безопасности может существенно снизить тревожность за счет ощущения защиты и уверенности в том, что все делаешь правильно.
"Крупные онлайн-платформы уделяют большое внимание безопасности персональных данных, - говорит Наталья Юматова, директор по доверию и безопасности Авито. - Есть целый набор технологий и инструментов для защиты при онлайн-покупках: от двухфакторной аутентификации до алгоритмов машинного обучения проверки действий продавцов и покупателей. Главное - выбирать известные проверенные платформы, заходить только через официальное приложение или сайт, и не делать покупок в спешке".
Десять золотых правил
Есть устоявшиеся базовые правила цифровой безопасности - соблюдать их несложно, это снизит опасения при онлайн-покупках и поможет защититься от возможных мошенников. Эксперт перечислила эти правила:
- Важно покупать товары на крупных специализированных площадках. Чаще всего на таких платформах действует система безопасных сделок и защита платежей, а также есть клиентская поддержка и собственная служба безопасности.
- Убедитесь, что вы зашли через официальное приложение или сайт, проверьте правильность его написания. Не переходите по ссылкам, даже от знакомых людей, вводите адрес самостоятельно.
- Чем сложнее пароль, тем сложнее его взломать. А еще лучше иметь по отдельному паролю специально для каждой платформы для покупок. Также от взлома поможет настройка двухфакторной аутентификации везде, где только можно - она подразумевает дополнительную проверку входа через SMS или пуш-уведомление.
- Избегайте сомнительных продавцов. При выборе продавца внимательно изучите его профиль: посмотрите отзывы покупателей, оцените историю сделок, обратите внимание на рейтинг.
- Дешевый сыр только в мышеловке. Если цена предложенного товара сильно ниже рынка, это должно вызывать вопросы. Узнайте, почему цена снижена, попросите прислать фото. Лучше ориентироваться на среднюю рыночную цену выбранного предложения.
- Общайтесь с продавцом только внутри защищенной платформы и не переходите в сторонние каналы коммуникации. Крупные официальные платформы сами блокируют фишинговые ссылки и предупреждают о небезопасных действиях - например, если продавец запросит предоплату.
- Не переводите предоплату малознакомым продавцам. По возможности лучше выбрать продавца или исполнителя, который готов получить оплату по факту. Также можно использовать сервисы "безопасной сделки" и доставки , встроенные в крупные платформы. Деньги до перевода продавцу могут храниться на защищенном счете, пока сделка не будет завершена, и покупатель не получит товар .
- Самый главный постулат - не передавать никому свои личные данные, в том числе номер телефона, номер банковской карты, CVV- и CVC-код, адрес, паспортные данные, а также скрытые данные и скриншоты из личного кабинета.
- Периодически актуализируйте данные в профиле. Иногда можно потерять доступ к старому номеру телефону или почте. Важно, чтобы профиль был привязан к актуальным контактам, к которым у вас есть доступ.
- Не передавайте доступ к своему аккаунту другим людям, даже очень близким. Если система отметит резкую смену поведения внутри профиля, она может счесть это признаками взлома и заблокировать его. Также не размещайте объявления по просьбе других людей. В интернете иногда предлагают сделать это за деньги - как правило, такие предложения поступают от мошенников.