Тревога обостряется при онлайн-шопинге, когда для покупки требуется вводить номер карты и контактные данные. Как показало исследование Авито, больше всего люди боятся раскрывать в интернете платежные данные - 79% респондентов. Еще 56% опрошенных хотели бы хранить в тайне ФИО и адрес, а еще для 22% критично разглашение номера мобильного.

Большинство страхов при онлайн-покупках связано именно с безопасностью персональных данных, которые могут попасть в не те руки, а также  с невозможностью привычного способа изучить товар - потрогать, и подержать в руках и проверить в действии. Соблюдение правил покупательской информационной безопасности может существенно снизить тревожность за счет ощущения защиты и уверенности в том, что все делаешь правильно.

"Крупные онлайн-платформы уделяют большое внимание безопасности персональных данных, - говорит Наталья Юматова, директор по доверию и безопасности Авито. - Есть целый набор технологий и инструментов для защиты при онлайн-покупках: от двухфакторной аутентификации до алгоритмов машинного обучения проверки действий продавцов и покупателей.  Главное - выбирать известные проверенные платформы, заходить только через официальное приложение или сайт, и не делать покупок в спешке".

Десять золотых правил

Есть устоявшиеся базовые правила цифровой безопасности - соблюдать их несложно, это снизит опасения при онлайн-покупках и поможет защититься от возможных мошенников. Эксперт перечислила эти правила:

  1. Важно покупать товары на крупных специализированных площадках. Чаще всего на таких платформах действует система безопасных сделок и защита платежей, а также есть клиентская поддержка и собственная служба безопасности.
  2. Убедитесь, что вы зашли через официальное приложение или сайт, проверьте правильность его написания. Не переходите по ссылкам, даже от знакомых людей, вводите адрес самостоятельно.
  3. Чем сложнее пароль, тем сложнее его взломать. А еще лучше иметь по отдельному паролю специально для каждой платформы для покупок. Также от взлома поможет настройка двухфакторной аутентификации везде, где только можно  - она подразумевает дополнительную проверку входа через  SMS или пуш-уведомление.
  4. Избегайте сомнительных продавцов. При выборе продавца внимательно изучите его профиль: посмотрите отзывы покупателей, оцените историю сделок, обратите внимание на рейтинг.
  5. Дешевый сыр только в мышеловке. Если цена предложенного товара сильно ниже рынка, это должно вызывать вопросы. Узнайте, почему цена снижена, попросите прислать фото. Лучше ориентироваться на среднюю рыночную цену выбранного предложения.  
  6. Общайтесь с продавцом только внутри защищенной платформы и не переходите в сторонние каналы коммуникации. Крупные официальные платформы сами блокируют фишинговые ссылки и предупреждают о небезопасных действиях  - например, если продавец запросит предоплату.
  7. Не переводите предоплату малознакомым продавцам. По возможности лучше выбрать продавца или исполнителя, который готов получить оплату по факту. Также можно использовать сервисы "безопасной сделки" и доставки , встроенные в крупные платформы. Деньги до перевода продавцу могут храниться на защищенном счете, пока сделка не будет завершена, и покупатель не получит товар . 
  8. Самый главный постулат - не передавать никому свои личные данные, в том числе номер телефона, номер банковской карты, CVV- и CVC-код, адрес, паспортные данные, а также скрытые данные и скриншоты из личного кабинета.
  9. Периодически  актуализируйте данные в профиле. Иногда можно потерять доступ к старому номеру телефону или почте. Важно, чтобы профиль был привязан к актуальным контактам, к которым у вас есть доступ.
  10. Не передавайте доступ к своему аккаунту другим людям, даже очень близким. Если система отметит резкую смену поведения внутри профиля, она может счесть это признаками взлома и заблокировать его.  Также не размещайте объявления по просьбе других людей. В интернете иногда предлагают сделать это за деньги - как правило, такие предложения поступают от мошенников.