Спортсмены Выборга переживают за свои моторы - приоритет сейчас отдан воздуху. 47news выяснил, у какого "Фаворита" больше шансов.
Федерация мотоспорта "Фаворит" в Выборге мечется от низкого старта до подвешенного состояния. В том смысле, что с участком, на котором расположена главная трасса для тренировок, возникла ситуация неопределенности.
- Наша площадка для тренировок - единственная в Выборге. Близко центр города, Батарейная гора. Мы используем около 8000 квадратных метров. Администрация настаивает, что нам нужно освободить примерно половину, - рассказал 47news 27 июня председатель и главный тренер федерации мотоспорта "Фаворит" Александр Петрушкин. - Часть хотят передать клубу авиамоделирования. Хотя у них есть собственная большая площадка. Нам идти некуда. Если сокращать площадь, не получится полноценно обеспечить безопасность учеников.
Выборгская федерация мотоспорта занимает участок неподалеку от центра города - напротив стадиона "Авангард". Земля ограничена улицей Гагарина, Стартовым и Волейбольным проездами. Участок давно передан в безвозмездное пользование, настаивают спортсмены. По данным публичной кадастровой карты, общая площадь – 16 200 квадратных метров. Мотоциклы класса эндуро, пит-байки, багги летают по учебной трассе в 770 метров.
По словам собеседников в "Фаворите", разговоры с администрацией об освобождении территории начались практически сразу после убийства бизнесмена, муниципального депутата и мецената Александра Петрова. Говорят, при жизни он уделял внимание в том числе мотоспорту, поддерживал финансово. Технически спортивная федерация не входит в систему его "Фаворита". Но, по личной договоренности с тем, кого называли "хозяином Выборга", определена именно так. Среди юных мотоциклистов были дети местных чиновников и старший сын Петрова Виталий, пока не пересел на болид. В июне 2025-го в клубе - 30 воспитанников, собственная техника. Недавно выступали на этапе чемпионата России в "Игоре".
- На участок были разные планы: то построить детский сад, то разбить скейтпарк. От них отказались. Теперь администрация указывает, что рядом с памятником культуры нельзя заниматься техническими видами спорта, - продолжает Александр Петрушкин. - То есть на мотоциклах нельзя, а запускать авиамодели и беспилотники можно. Кстати, какие-то движения уже начались. Для обустройства территории завозят что-то похожее на строительный мусор.
Рабочие вопросы федерация обсуждает с районным комитетом по спорту, территориальные - с комитетом администрации по управлению госимуществом.
- Неоднократно просили реформировать нас в госучреждение, готовы отдать на баланс - ноль реакции. Этой весной мы предложили взять участок в аренду, обсуждали, что можем платить по 200 тысяч в год. Через месяц вернулись к обсуждению - никаких прежних договоренностей в документах не было прописано. В договоре указано, что мы должны передать часть земли клубу авиамоделирования, - продолжает один из помощников председателя, добавляя - У нас этим вопросом занимаются пятеро активистов, в том числе нанятый юрист. А у администрации - сразу 15 специалистов.
Глава администрации Выборгского района Валерий Савинов отказался обсуждать ситуацию с 47news по телефону. Его коллеги настаивают, что обращений по поводу развития мотоспорта не получали. В целом готовы помогать, разделив спорный участок на два. Мотоциклистам, по проекту чиновников, достанутся 9 108 квадратных метров.
"Указанный земельный участок официально находится в оперативном управлении муниципального бюджетного учреждения "Физкультурно-спортивный центр "Фаворит". На базе учреждения открыта и действует секция авиамодельного спорта, развиваемая в сотрудничестве с региональной спортивной федерацией. Спортсмены участвуют в официальных региональных и всероссийских соревнованиях, - объяснили диспозицию в администрации Выборгского района. - Мотоциклетная секция, организованная АНО, не имеет правоустанавливающих документов на землю, объект, на котором проводятся занятия, не включён в федеральный реестр спортивных объектов, а организация не состоит в системе муниципальных учреждений".
Из переписки с чиновниками (часть ответов на обращения "Фаворита" есть в распоряжении 47news) следует, что летом прошлого года администрация предлагала перенести мотоклуб на участок на улице Сорвалинской в Выборге (площадь - около 8 700 квадратных метров). Землю предлагалось арендовать примерно за 643 тысячи рублей в год.
- Предлагали два варианта участков, в том числе - в Гвардейском поселке. Там с одной стороны кладбище, с другой - коттеджи. Вероятная реакция их хозяев понятна. Для нас переезд в любом случае значит строить новую трассу, а мы эту только недавно привели в порядок. Берем кредиты, немного зарабатываем на коммерческих заездах в картинг-центре - и снова вкладываем, - говорят собеседники 47news в "Фаворите". - Сейчас пошло новое поколение детей, которые отказываются от смартфонов в пользу занятий спортом. Рискуем его потерять.
Исторически мотокросс близок именно Выборгскому и Приозерскому районам. Заезды проводятся в том числе зимой. Погруженные в тему вспоминают: начинателями были строители с Урала и Поволжья, что прибыли восстанавливать поврежденный войной город. Далее гоняли под эгидой ДОСААФ. Полноценное мотодвижение началось с 1960-х. В 2020-х Выборг традиционно принимает "Балтик Ралли" во главе с губернатором Ленобласти, но это все-таки не про спорт.
группа Федерации мотоспорта "Фаворит"
Потенциальные затраты на строительство новой трассы в мотоциклетном "Фаворите" оценили в четыре-пять миллионов рублей. Беглая сверка стоимости показывает, что в зависимости от масштабов можно уложиться в суммы от 470 тысяч до миллиона рублей, большая часть придется на работу строительных бригад и аренду техники. Собеседники 47news в администрации Выборгского района настаивают, что серьезных затрат на планировку и обустройство нынешней тренировочной трассы не требовалось: земля подходит для разгонов и прыжков в первую очередь из-за особенностей ландшафта.
- Для меня это не бизнес, а чистый энтузиазм. Занятие стоит от 1500 до 2000, для сравнения, в Петербурге - 5000. Технику нужно погрузить, разгрузить, заправить, обслужить, - объясняет председатель и главный тренер федерации мотоспорта "Фаворит" Александр Петрушкин. - Тренируются дети самые разные, в том числе участников СВО и из неблагополучных семей. Лучше они у нас сядут на мотоцикл, чем где-то еще. Трассу сделали специально подходящей под соревнования. Приглашали даже мотоциклистов из Енакиево. Но из-за противостояния с администрацией ни один турнир провести не удалось.
О Выборге как новом центре авиамоделирования заговорили в мае 2023 года. Тогда Александр Дрозденко официально объявил о планах возродить Станцию юных техников со специализацией на авиамоделировании. Обучать управлению беспилотниками планировали в том числе взрослых.
Во время подготовки публикации связаться с руководством физкультурно-спортивного центра "Фаворит" не удалось - контактный телефон был все время занят.
Андрей Карлов,
47news
Как следует из актуального календаря, секция авиамоделирования в МБУ "Физкультурно-спортивный центр "Фаворит" - с 2018 года. Участники представляли Ленобласть на соревнованиях в самом Выборге и Пензенской области. В прошлом году инженер из Выборга Илья Капоть занял 23-е место.