Его подарила Финляндия, и до сих пор ему без дров – ни туда, ни сюда. Его боготворили, а сегодня – хочешь посмотреть на него в Питере, так бери билет. Рассказываем, где такое.
Неподалеку от вечной стоянки крейсера "Аврора" располагается вечная стоянка другого революционно-транспортного средства. Но о нем теперь помнят лишь те, кто пользуются Финляндским вокзалом.
Фото - 47news
Так как лицезреть его можно, только купив билет на электричку. 47news собрал десять фактов к 125-летию паровоза. На нем вождь дважды прокатился зайцем.
Ист. фото - ульянов-ленин.рф
Факт первый
Работающие на дровах паровозы серии Н2 изготовлены в 1900 году в США. Их было 15 штук, а куплены они были управлением Финляндских железных дорог. Стоящий ныне в Петербурге на Финляндском вокзале мемориал-паровоз с бортовым номером 293 – единственный сохранившийся пассажирский локомотив этой серии. Так что он и сам по себе уникален.
Ист. фото - pastvu.com
Второй
Финляндскую железную дорогу открыли 30 августа 1870 года. Тогда же заработал и Финляндский вокзал. Вплоть до октября 1917-го водившие паровозы финны нередко оказывали услуги русским революционерам, перевозя из Суоми подпольную литературу, а иногда и оружие. Самый известный такой машинист – Гуго Ялава: с 1898 года он служил в депо и был активным участником рабочего движения.
После революции 1905 года в его паровозной бригаде работал кочегаром, а заодно контрабандистом, финн-подпольщик Рахья. В Лениниану он войдет как телохранитель Ильича. Конечно, увековечен в кино и литературе. Именно Рахье в начале августа 1917-го поручили спецоперацию по нелегальной доставке в Хельсинки скрывающегося от жандармов Ленина.
Из книги "Они охраняли Ленина". Ист. фото – из архива автора
Третий
Те же Рахья и Ялава доставили Ленина обратно в Питер в октябре 1917-го. Тогда будущий вождь добрался до своей последней конспиративной квартиры (ул. Сердобольская, 1). Откуда две с половиной недели спустя в сопровождении Рахьи и отправился он в Смольный делать революцию.
Картина "В Петроград" (1953). Ист. фото - prilepin.livejournal.com
Четвертый
Паровоз под номером 293 продолжал двигать составы и после революции, пока в апреле 1918 года не угодил в аварию. Несколько лет он стоял в запасе, но в 1920-м энтузиасты его реанимировали. Спустя три месяца после смерти вождя "Ленинградская правда" напечатала воспоминания Ялавы. Партия встрепенулась, кинулась в депо, но было поздно. Выяснилось, что этот паровоз уже продали финнам.
Пятый
В Финляндии его приписали к депо Тампере, модернизировали, и он начал непатриотично работать на их маршрутах. Так и пробегал по финским рельсам вплоть до 1947 года. Далее его списали, и ему замаячила судьба металлолома.
Из газеты "Правда" от 21 июня 1957 года. Ист. фото – из архива автора
Шестой
"Дружеские встречи хороших соседей" - под таким заголовком освещала "Правда" визит Хрущёва в Финляндию в июне 1957-го. В честь грядущего 40-летия Октября финское правительство сделала нам подарок доброй воли – этот самый паровоз.
Седьмой
В перестроечные время появился миф, мол финны отдали тогда первый попавшийся локомотив серии Н-2, намалевав на нем правильный номер. Это не так.
Чтобы отыскать тот самый, усилия приложил Вольдемар Виролайнен (1901-1983). Это во всех смыслах - наш человек. Петербуржец, он подростком начал трудиться подручным слесаря в депо Финляндского вокзала, сам водил паровозы. Окончив Транспортную академию, занимал ответственные посты на железных дорогах СССР, а в 1947-1950 годах и вовсе возглавлял правительство Карело-Финской ССР. Именно Виролайнен с товарищами отремонтировали паровоз №293 на субботнике в 1920-м. А в 1957-м по поручению советского правительства участвовал в переговорах о его возвращении.
Из журнала "Огонёк". 1937 год. Из архива автора
Восьмой
Ленинский паровоз прибыл в Ленинград 20 июня 1953 года, накануне торжеств 250‑летия города. С паровозом, мягко говоря, затянули. И только в 1957-м Хрущёв наградил город Ленина орденом Ленина. А тут как раз и финны очень кстати паровозный подгон сделали.
Ист. фото - smolbattle.ru
Девятый
Подарок соседи подремонтировали, так что в Ленинград паровоз прибыл своим ходом. В то время велась масштабная реконструкция Финляндского вокзала, так что паровоз в качестве памятника установили неподалеку, в сквере на углу Нейшлотского переулка и Лесного проспекта.
Разъясняющая табличка гласила: "Финское правительство подарило этот локомотив правительству Союза Советских Социалистических Республик в память о тех поездках, которые В. И. Ленин совершил в трудное время по территории Финляндии". После празднования годовщины Октября паровоз перевезли в здание Ленинград-Балтийского электродепо, где он находился вплоть до апреля 1961 года. В ноябре 1964-го паровоз укрыли от непогоды в специально построенном застекленном павильоне справа от пассажирских платформ. Так теперь он и стоит.
Только доступ к нему платный – на платформу можно зайти, но лишь купив билет на электричку. Ильич бы не одобрил.
Ист. фото - Михаил Огнев
Десятый
Паровоз часто изображали на марках и конвертах, размещали фотографии в книгах и учебниках; его профессиональные и любительские модели стоят в музеях по всей стране. Образ Ильича в кабине машиниста запечатлен на многих живописных полотнах, а знаменитый фильм Михаила Ромма "Ленин в Октябре" (1937) открывается пятиминутой сценой железнодорожного возвращения вождя в Петроград. Ну, а торцевую стену подземного зала станции петербургского метрополитена "Удельная" и по сей день украшает барельеф вождя с текстом-напоминанием о его последнем нелегальном переходе границы.
Пожалуй, это тоже единственный в мире увековеченный такого рода факт из жизни главы государства.