На ПМЭФ Ленобласть сделала ставку на порты вообще, Усть-Лугу – в частности, и перевалку удобрений – конкретно. 47news спросил у виновников латиноамериканской радости из "Порт Фавора" - как так вышло.

ПМЭФ-25 для Ленобласти начался в развлекательной части – с бразильского карнавала, а в деловой – с подписания соглашения с усть-лужским терминалом "Порт Фавор". И за вольные танцевальные движения, и за крепкие рукопожатия отвечал стивидорный холдинг "Портовый альянс". Бразилия – один из главных потребителей российских минеральных удобрений, а через "Порт Фавор" - новый актив альянса - они также пойдут к латиноамериканским берегам, и не только. 

Ключевых цифр две. Инвестиции в проект оцениваются в 80 млрд рублей, а при выходе на полную мощность суммарный объём перевалки составит 14 млн тонн минеральных удобрений в год. С жидкими "Порт Фавор" работает уже с декабря 2024-го, отправляя на экспорт аммиак. Завод по его производству расположен в 70 километрах от Усть-Луги.

Видео - пресс-служба губернатора Ленобласти

На легкой карнавальной волне 47news перехватил директора терминала "Порт Фавор" Игоря Липинского и попытался наивно спросить о серьёзных вещах и больших цифрах.

photo_2025-06-19_17-02-33.jpg

Директор терминала "Порт Фавор" Игорь Липинский

- Игорь Вячеславович, "Порт Фавор" уже полгода как действующая операционная единица большой Усть-Луги. В самом соглашении формулировка: "социально-экономическое партнёрство". Это про что?

- Соглашение – это про готовность нашей компании исполнить взятые перед регионом обязательства. И по социальной программе, и по реализации крупного проекта – строительство комплекса по перевалке жидких и сухих минеральных удобрений. Уже работаем с наливом – переваливаем аммиака. В ближайшее время планируем приступить ко второму этапу – подключим железнодорожную составляющую и запустим холодильную установку, тем самым обеспечим прием аммиака не только с автотранспорта , но с жд цистерн.

Что касается нашего присутствия в социальной и общественной деятельности региона, то мы участвуем во многих социальных проектах Кингисеппского района. Одно из ключевых мероприятий – шефствуем над одним из любимых праздников горожан "Папин день". Праздникне новый, но самобытный. Зимой заливали каток в парке Романовка. В нашей "коробке" как раз проходил турнир по хоккею в валенках, - тоже событие неординарное. Уже обсуждаем с руководством Кингисеппского района следующую зиму. По катку получили поддержку.

- А если откатиться назад, концептуально ваш усть-лужский проект из середины – второй половины "десятых" годов. Понятно, что годы спрессовали много событий, которые повлияли и на вас. То, что было в условном 2016-м году на бумаге, и то, что в 2025-м на побережье Лужской губы – есть различия?

- Главное всё-таки, что наш комплекс одним из первых начал проектироваться именно, как специализированный для перевалки всех видов удобрений. Таких, на самом деле, не так много в стране. Понятно, что есть Мурманский балкерный, есть терминал в Туапсе (тоже входят в структуру АО "Портовый Альянс", прим 47news), но мы, в Усть-Луге, должны были стать первыми из тех, кто мощно заработает на Северо-Западе именносудобрениями. На тот момент, десять лет назад, само производство удобрений всё-таки не было таким масштабным, как сегодня. То есть мы довольно чётко представляли своё место среди строящихся усть-лужских терминалов. Сегодня в порту работают уже полтора десятка разнообразных перевалочных комплексов.

Кроме этого, была регуляторная история, связанная с изменением законодательства. У нас появилась возможность поставить склады ближе 500 метров к причальной стенке. Нельзя сказать, что у "Порт Фавора" большая территория, но, тем не менее, на наших 25 гектарах помещаются, считайте, сразу два терминала – запустили налив, готовы работать с сухими удобрениями.

Плюс, не забываем, геополитические факторы. У компании был свой терминал в эстонском порту Силламяэ, это недалеко от Усть-Луги. Но время показало, что надо свои перевалочные мощности размещать и строить на своей территории.

В 2020 году в Водный кодекс внесены изменения, позволяющие складировать минеральные удобрения в специализированных хранилищах (складах) на территориях морских терминалов, что позволило ЕТУ приступить к строительству терминала по перевалке минеральных удобрений.

В 2023 году внесены поправки в Водный кодекс, Градостроительный кодекс, а также Федеральные законы "Об экологической экспертизе" и "Об охране окружающей среды", которые позволили эксплуатировать и размещать на территориях морских портов специализированные хранилища аммиака.

- Хорошо, вы - "Порт Фавор", специализированный терминал, но удобрения уже идут через Усть-Лугу. С ними работают ваши соседи - "Ультрамар" и "ЕСТ". Рядом балкерный терминал в Большом порту Санкт-Петербурга, удобрения есть в Бронке. У "Порт Фавора" одна грузовая база с этими терминалами? Можно эти комплексы называть вашими конкурентами?

- Вы хотите проанализировать спрос на рынке самих минеральных удобрений? Смотрите, мы, действительно, открыты для всех. У нас нет принципиальной позиции: "Мы переваливаем удобрения только одной компании". Мы готовы работать с любой группойкомпаний, которая готова работать с нами.И, соответственно, конкурировать мы готовы с любым портом, и не только на Северо-Западе, но и в стране.

- А может так получиться, что удобрения из упомянутого вами арктического Мурманска уйдут на Балтику, на новый терминал в Усть-Луге?

- Смотрите: в последние 3-5 лет рынок производства удобрений растёт. В год объёмы производства увеличиваются на 8-10%. Сегодня как раз не хватает портовых мощностей для перевалки. Поэтому я бы даже и не сравнивал Мурманск и Усть-Лугу. Можно, конечно,начать рассуждать про географическое положение, про то, что в Мурманске залив не замерзает, а в Усть-Луге зимой иногда необходима ледовая проводка, про то, что с минеральными удобрениями нельзя работать в осадки, высчитывать количество ясных дней, и делать вывод, что у Ленобласти преимущество перед Кольским полуостровом. Можно много таких факторов перечислить и рассуждать, как меняются цепочки поставок. Но главный момент – удалённость перевалочного комплекса от места производства. В этом плане у "Порт Фавора" - самое выгодное географическое расположение.

- На профильных сессиях ПМЭФа и вообще деловых встречах постоянно говорят, удобрения – это груз №1 для российских портов. Сколько может продлиться эта благоприятная история для отечественных экспортёров? Нельзя же из года в год непрерывно расти.

- Для нас то эта история, что скрывать, выгодная и перспективная. Мы сможем максимально загрузить свои мощности. Более того, мы даже идём с опережением. Темпы строительства портовой инфраструктуры сегодня выше, чем строительства подходных путей. Та же железнодорожная инфраструктура подтягивается к нашей, а не наоборот. Скажу осторожно: мы сможем заместить дефицит в портовой деятельности, мощности, которые сегодня необходимы для увеличения экспорта в нашей стране.

- Бразильцы на стенде Ленобласти – это ведь прямое указание на то, какая страна ждёт наши удобрения?

- Тут всё предельно понятно. Бразилия – один из основных потребитель российских минеральных удобрений. Но это не единственное направление экспорта. Есть Индия, есть Китай, есть та же самая Европа.

- "Порт Фавор" официально заработал в декабре 2024-го, начав с налива. Какие итоги работы с аммиаком за полгода?

- Со дня официального запуска первого этапа "Port Favor" отправил на экспорт 380 тысяч тонн аммиака, до этого работала временная схема перевалки, осуществлялись опытно-промышленные испытания и пусконаладочные работы. В общей сложности с причалов терминала на экспорт отправлено более 1 млн тонн аммиака.Сейчас на терминал груз доставляют автотранспортом, в этом году мы планируем запустить железнодорожную эстакаду. Логично, что наши объёмы должны вырасти.

- А автовозы будут продолжать к вам идти параллельно с ж/д-составами?

- Автотранспорт – хорошо зарекомендовавшая себя технология. Скажу больше, мы рассматриваем и вариант с доставкой на терминал на коротком плече не только жидких удобрений, но и сухих минеральных.

- Сухие удобрения к вам автовозы в контейнерах повезут?

- Зачем в контейнерах? Существуют и другие варианты автомобильной доставки. Удобрения пойдут навалом. Чтобы было совсем понятно, вспомните про такой автотранспорт, как муковоз. Принцип один и тот же.

- И, собственно, когда "Порт Фавор" начнёт работу с сухими удобрениями?

- Запуск первой очереди запланирован на второй квартал 2026 года. Пока пройдём пусконаладку, проверим все характеристики всего оборудования с возможным выходом на паспортные значения и после, в 2027-м году, будем готовы выйти на полную мощность.

- Полная мощность – это 14 млн тонн, а в первый год работы для вас какой результат можно будет считать достойным?

- Всё же многое будет зависеть от пропускных возможностей железной дороги. Повторюсь, портовая стройка идёт быстрее, чем развивается ж/д-составляющая. В 2026 году мы постараемся выйти на максимально возможные показатели по перевалке сухих удобрений.

- Таможенники-пограничники, другие люди при погонах... ?

- На терминале будет размещен постоянный пункт пропуска.

- Смотрите, у вас, подозрительно, всё благополучно. Грузовая база – есть, из графика стройки – не выбиваетесь, руководство Ленобласти – ставит в пример, ещё и бразильцы танцуют…

- Если вы про трудности, то они есть у каждого, это как кадровый ресурс. Не буду называть это проблемой "Порт Фавора". Это в целом история "куста" терминалов Усть-Луги. Понятно, что население Кингисеппского района как ресурсная база для огромного порта, себя исчерпала практически полностью. Мы стараемся работать на опережение. Непосредственно по направлению сухих удобрений нам надо добрать 100-150 человек. Терминал проработал программу обучения работников. Плюс мы готовы компенсировать релокацию сотрудников в Усть-Лугу из других регионов. Заключен договор на строительство многоквартирного дома в Кингисеппе. На сегодня нами приобретено и отремонтировано 36 квартир. Часть сотрудников уже заселились в них с семьями. Ещё 107 квартир будут готовы до конца года. Естественно, что ищем людей в Санкт-Петербурге, тех, кто готов у нас работать и вахтовым методом. Если специалист из мегаполиса желает перебраться в Кингисепп и работать на терминале на постоянной основе, то мы готовы рассмотреть и этот вариант.

Беседовал Александр Калинин,

47news

Терминал "Порт Фавор" в морском порту Усть-Луга входит в стивидорный холдинг "Портовый Альянс", образованный в марте 2024 года. Кроме "Порт Фавора", компания управляет работой ещё пятью комплексов: АО "Мурманский морской торговый порт", ООО "Мурманский балкерный терминал", ООО "Туапсинский балкерный терминал", ООО "Малый порт" в Находке и АО "Дальтрансуголь" в Ванино в Хабаровском крае.