В Петербурге скоро определятся, можно ли мигрантам с патентами работать в такси и доставке. Тогда логика роста цен коснется и Ленобласти.
С 1 июля в Петербурге может вступить в силу запрет на работу иностранцев в легковом такси, сфере аренды легковых автомобилей и курьерской деятельности. Норма коснется, работающих по трудовому патенту. В первую очередь из Узбекистана, Таджикистана, Азербайджана. Остальные получают визы. Патент не нужен гражданам Евразийского экономического союза (ЕАЭС) - это Армения, Белоруссия, Казахстан, Киргизия, иностранцам с ВНЖ и разрешением на временное проживание.
Проект постановления подразумевает запрет для всех петербургских компаний. Срок выполнения – 3 месяца.
Если от всего, то треть
По округленным данным, в Петербурге и Ленобласти мигранты с патентами составляют треть всех курьеров и одну десятую таксистов. Разница объяснима: в таксисты сложнее устроиться. Как и в любых коммерческих перевозках, им можно зарабатывать только с водительскими правами ЕАЭС (узбекские, туркменские и таджикские не подходят).
Последние пару лет на рынке доставки присутствует дефицит курьеров. С развитием сферы электронной коммерции растет спрос на услуги доставки, при этом на рынке все еще не хватает исполнителей. Дефицит ощущается особенно в Москве и Петербурге. В 2024-м по сравнению с 2023-м средний доход курьеров увеличился примерно на 30%, сообщили в одном из маркетплейсов.
Предполагаемые изменения коснутся и Ленобласти. Особенно агломераций Мурино, Новодевяткино, Кудрово и приграничных районов. Так, к примеру, в ходе мартовского рейда полиции по курьерам, больше всего электровелосипедов изъято в областном Всеволожском (!), а также петербургских Василеостровском и Московском районах.
Летом 2024-го Ленобласть вводила запрет на работу иностранцев в такси. Он касался граждан Узбекистана, Таджикистана, Молдовы, Азербайджана. В 2025 году его не продлили без объяснения причин и вернулись к вопросу лишь после инициативы Смольного. Однако официальной информации на эту тему нет.
Если разница, то в два раза
Собеседники нашего издания в правительстве Петербурга объясняют логику запрета для мигрантов с патентами меньшими возможностями контроля этой категории.
- Те, кто получают визы, гораздо более контролируемая группа. У комитета по труду, Госинспекции по труду есть понимание, кто работодатель, где и как мигрант проживает, есть рычаги для проверки. А человек с патентом может работать где угодно, например, курьером. Или вообще не работать. Мы никакого влияния оказать не можем, в этом поле могут действовать только силовики с их рейдами, - отметил один из чиновников.
После опубликования проекта его последствия комментировал 47news доцент факультета международных экономических отношений Финансового университета при правительстве РФ Петр Арефьев.
- Я бы не ждал сильного подорожания после ввода запретов. Возможно, на пять-семь процентов. Например, если агрегаторы такси начнут поднимать цены, их услугами просто перестанут пользоваться. В целом разница зарплат в такси и службах доставки для граждан России и мигрантов отличалась примерно в два раза. Сейчас разница - примерно на 20-30 процентов.
Все же, Арефьев в меньшинстве.
Сторонники запрета также отмечают, что в сфере трудоустройства иностранных рабочих растет коррупционная составляющая.
- Получить патент сейчас не составляет большого труда. Видимо, власти хотят изучить последствия - действия рабочих, - говорит один из опрошенных экспертов.
Следующие мнение - производственное: власти стремятся перераспределить рабочую силу и решить проблему дисбаланса на рынке труда, когда мигранты предпочитают работать в такси и доставке, а не на производстве или стройке. Опыт запретов уже есть. Так, в Новосибирской области - табу на такси, розничную торговлю табаком и работу в дошкольных учреждениях; в Тульской - розничная торговля, общепит, общественный транспорт и такси; в Калужской - сфера культуры, спорта, организации развлечений; в Якутии пытались, но отказались из-за дефицита кадров.
Последний раз актуальную статистику по мигрантам МВД приводило в прошлом году. Сообщалось, что с января по июль 2024-го в Петербург и Ленобласть въехали 404 тысячи иностранцев (на 27% больше, чем за 2023-й). Большая доля у граждан Узбекистана (132 тысячи человек, прирост по сравнению с 2023-м - 6,3%), граждан Таджикистана - 62 тысячи (на 14,6% больше, чем за январь-июль 2023-го), Киргизии - 22 тысячи человек (рост 12,8%).
Если меньше, то дороже
По подсчетам участников рынка, в Петербурге и Ленобласти примерно 40 тысяч таксистов. Из них около 10% мигрантов с патентами. По мнению чиновников, они приносят бюджету около 250 млн рублей в виде налогов, то есть не менее 2,5 млрд рублей в год.
По оценкам опрошенного бизнеса, в случае запрета, возможен рост цен на доставку в два и более раза. Причем сразу. Затем рост выше инфляции. По данным городских сервисов "Яндекса", взлет цен на такси прогнозируется на уровне 10-15%, а на доставку – в два раза.
Сами же таксисты уверены, что прогнозировать изменение стоимости поездки нереально. Если для россиянина подработка в такси после работы или в доставке (например, у студента) – подработка на пару часов, то мигранты работают 24 на 7.
Статистики по классам такси нет, но, по опыту, в "эконом" мигрантов значительно больше. Следовательно, при вымывании 10 процентов водителей возрастет цена по цепочке от "эконома" до "бизнеса".
По данным портала Авито.ру, предоставленным нашему изданию, в вакансиях для водителей такси в Петербурге в марте-мае 2025 года средние зарплатные предложения составили 110 727 рублей, что на 12% больше, чем год назад. В Ленобласти минувшей весной водителям такси в среднем предлагали 104 003 рубля, значительных изменений этого показателя год к году нет. Итоговые суммы заработков водителей такси зависят от количества выполненных заказов.
В Ленобласти кадровый голод уже затронул сферу водителей. Их категорически не хватает в пассажирских перевозках. Работодатели в поисках шоферов вынуждены повышать зарплаты, они уже достигают 140 тысяч (еще в конце прошлого года около 80 тысяч). Дефицит кадров доходит до 25%. О запрете работы речь пока не идет, но реплики периодически раздаются. Естественно, экономический и транспортный блоки областного правительства резко против. Как писала "Фонтанка", те же настроения и в Смольно.
Если заместить, то не получится
По словам экспертов, спрос на доставку растет. По предварительным данным, в среде курьеров около 8 тысяч иностранцев с патентами, что составляет примерно 30% от всего количества. При этом, в этом сегменте крайне сильна конкуренция с ритейлом, работниками складов, фасовщиками.
- Очевидно, что и сервисным компаниям, и ритейлу придется поднимать плату курьерам, а она "сидит" в конечной стоимости товара. "Пятерочка", "Лента", "Магнит", "Дикси", "Самокат", "Вкусвилл" плюс маркетплейсы. У них очень много с патентами. Конкуренция за людей может стать снежным комом в плане цены товаров, - полагает один из собеседников, добавляя: - И подорожает не только, как некоторые говорят, не жизненно необходимая доставка из ресторанов и продуктовых, но и товары на полках магазинов.
По данным Авито.ру, весной 2025-го средние зарплатные предложения в вакансиях для курьеров в Петербурге, увеличились на 39% по сравнению с прошлым годом и составили 126 122 рублей. В вакансиях курьеров, размещённых в Ленобласти, предлагаемая оплата для новых сотрудников выросла на 41% год к году и достигла 142 784 рублей.
- Показатель средней предлагаемой оплаты труда складывается из усреднённых значений зарплатных вилок, указанных в вакансиях. У курьеров заработок чаще носит сдельный характер и зависит от количества и продолжительности отработанных смен, района доставки, способа передвижения, сложности заказа, - пояснили в Авито.ру. Есть и сезонность - в декабре больше, в феврале меньше, говорят сами курьеры.
Если норму введут, то скорее всего неприятности грозят и малому, и среднему бизнесу. Например, небольшим кафе и магазинам, которые на доставке увеличили охват клиентов. По примерным оценкам одного из маркетплейсов, оборот этого сегмента достигает 4 млрд. Если заместить выпадающих курьеров не получится, потери по налогам в бюджете города оцениваются на уровне 700 млн.
Как сообщала "Фонтанка", рынок онлайн-продаж продуктов в России в I квартале 2025 года увеличился на 26% до 388 млрд рублей, основной рост — из-за заказов в Москве и Петербурге.
Если реестр, то камеры
Оппоненты запрета говорят, что достаточно грамотно выстроить систему учета, как это устроено в Москве.
- Данные каждого курьера организация обязана передавать в реестр Дептранса (аналог нашего комитета по транспорту). Каждому присваивается номер на экипировке, его считывают уличные камеры. В любой момент можно понять, где находится курьер и даже какой заказ выполняет. Создание такой же системы обсуждается в Петербурге, - говорит участник совещаний на эту тему, добавляя, что в столице компании также проверяют мигрантов через недавно созданный реестр контролируемых лиц.
Есть еще один нюанс — замещать курьеров и таксистов все равно придется, рано или поздно пойдут россияне, слишком хороши зарплаты. "Таким образом, мы сознательно, при нынешнем огромном дефиците кадров, перетащим наших граждан в нишу низкоквалифицированного труда. Что мешает инженеру с завода уволиться и пойти в курьеры?" - рассуждает один из чиновников.
Насколько известно 47news, обсуждения запрета внутри администрации Петербурга продолжаются, в том числе с участием губернатора Беглова. Консолидированного мнения нет, говорит один из чиновников. Нет единства и у силовиков. Несмотря на тренд ужесточения миграционной политики, есть перспективы перетока иностранцев в "серую" зону и как следствие роста преступности.
Как официально рассказали 47news в комитете по транспорту правительства Петербурга, недавно работа над проектом постановления продлена на неделю.
Виктор Смирнов,
47news
Справочно:
Миграционную политику ужесточили после теракта в "Крокус Сити Холле". В МВД создали службу по вопросам гражданства и регистрации иностранцев. Также начал работать реестр контролируемых лиц. При попадании в него иностранцам, в том числе, запрещается регистрировать брак. Готовится внедрение цифровых профилей, чтобы отслеживать перемещения, введено ограничение на прием в школы детей. Полицией проводятся регулярные рейды. В Петербурге один из последних масштабных был в марте и связан с электровелосипедами – поводом стал рост популярности такого транспорта у курьеров. Итог - 210 тысяч иностранцев в Петербурге, по данным Смольного на март 2025 года.