Маркетплейсы просят партнеров-селлеров объяснить, не пытались ли они уйти от налогов. Потенциально под боем 700 тысяч предпринимателей. 47news спросил эксперта, какие есть доказательства.
Крупные российские маркетплейсы начали рассылку уведомлений партнерам-селлерам с просьбой дать пояснения по поводу возможного дробления своего бизнеса, сообщила 18 июня газета "Ведомости". Если кратко, то в течение десяти дней коммерсанты должны доказать площадкам, что не регистрировали множество юрлиц на близких и знакомых, чтобы уйти от уплаты налогов.
- В целом, это распространенная тема, когда просят предоставить пояснения. Отвечать можно в свободной форме, хоть сочинение написать. Допустим, есть 12 признаков дробления бизнеса. Предпринимателям нужно идти от обратного и объяснять, что в их работе этих признаков нет, - прокомментировал 47news нынешнюю ситуацию глава петербургского отделения Российского союза налогоплательщиков Александр Рокин.
- Какие документы могут быть доказательствами?
- Видимо, в первую очередь, - образцы договоров. С их помощью нужно показать, что через различные юрлица продавались разные товары. Условно, одно продает зонтики, а другое носки.
Собеседник отметил, что маркетплейсы и ФНС практически пошагово воспроизводят механизм, спрогнозированный экспертом в марте этого года. Если вкратце, то было предположение, что налоговая будет действовать через маркетплейсы. Налоговой интересно, чтобы крупный бизнес анализировал ситуацию за нее, либо максимально помогал.
"Например, обращали внимание на случаи, когда аккаунт у партнера-продавца один, а юрлица с ним работают разные", - говорил тогда Рокин. Все это обсуждалось в контексте громких приговоров блогерам, дробившим бизнес.
- В целом онлайн-площадки крайне привлекательны с точки зрения контроля. В первую очередь, из-за особенностей интерфейса и взаимодействия ритейлеров и партнеров-селлеров. У каждого продавца на маркетплейсе есть личный кабинет. С его помощью можно отследить, какие юрлица занимаются продажами. Самый очевидный признак дробления по-прежнему - одни и те же органы управления, то есть директор и бенифициар - продолжает Рокин.
- Можно ли примерно оценить количество предпринимателей, которые потенциально окажутся под боем?
- Если очень грубо, то это десятки тысяч бизнесменов. В первую очередь речь, конечно же, об ИП и ООО, работающих на упрощенной системе налогообложения. Тех, у кого обороты близки к 60 млн рублей в год. К слову, есть и неочевидная деталь: предпринимателям придется ответить и за себя, и "за того парня". В дроблении же минимум два участника. То есть нужно объяснить, что никакой заинтересованности, кроме коммерческих отношений, не было.
Причины интереса к дроблению бизнеса становятся понятнее, если изучить действующие ставки. В 2025-м в России - девять налоговых режимов, в том числе упрощенные для индивидуальных предпринимателей и самозанятых. Плюс с этого года действует новый механизм для предпринимателей с небольшими оборотами, работающих по упрощенной системе. К обороту ниже 60 млн НДС не применяется. От 60 - 250 млн - налог на добавленную стоимость 5%, от 250 до 450 млн - семь процентов. Выше 450 млн - переход на общую систему налогообложения (НДС в этой категории - 20%).
Чаты партнеров маркетплейсов пока не бурлят сообщениями о массовой рассылке уведомлений на тему дробления бизнеса. Предприниматель, продающий товары через Wildberries, рассказал 47news, что ничего похожего не получал. Совокупная аудитория селлеров, то есть продавцов товаров на маркетплейсах, по данным аналитиков на конец 2024 года составляла 700 тысяч человек.
47news поинтересовался мнением о происходящем и процедурой работы с ФНС у представителей крупнейших маркетплейсов. В Wildberries на момент выхода публикации не ответили, в Ozon переадресовали вопросы в Ассоциацию цифровых платформ (АЦП). Представители этого отраслевого объединения, как и пресс-служба налоговой РФ, на запросы не отреагировали. В комментариях "Ведомостям" упомянутая ассоциация отвечала, что письма рассылаются "в рамках пилотного проекта информационного обмена между ФНС и площадками электронной торговли".
Прежде дробление бизнеса традиционно вменялось блогерам, в чьей работе неизбежна публичность. Хрестоматийным стал пример "королевы марафонов" Елены Блиновской. В основе ее дела было именно дробление бизнеса, то есть регистрация множества юрлиц с одинаковым родом занятий. Каждое новое могло рассчитывать на льготные налоговые ставки. Пять лет колонии назначено за легализацию преступных доходов и незаконный оборот средств платежей. Аналогичное вменяли и супругам-блогерам Чекалиным, и Александре Митрошиной.