Власти Ленобласти и Петербурга запрещают брать на работу иностранцев в таксисты и курьеры. 47news узнал, как это отразится на наших кошельках и куда пойдут мигранты.
Власти Ленобласти запретят нанимать иностранцев на работу в службы доставки, предприятия общепита и социальные учреждения, стало известно 47news 29 мая. Накануне аналогичное постановление опубликовано правительством Петербурга. Городским таксопаркам и сервисам доставки запретят сотрудничать с теми, кто оформляет патенты на работу в России. Эту процедуру проходят граждане стран, не входящих в Евразийский экономический союз. Из ближайших - Узбекистан, Таджикистан, Азербайджан.
Последний раз актуальную статистику по ситуации с мигрантами в МВД приводили летом прошлого года. Тогда сообщалось, что с января по июль 2024-го в Петербург и Ленобласть въехали 404 тысячи иностранцев (на 27% больше, чем за аналогичный период 2023-го). Большая доля у граждан Узбекистана (132 тысячи человек, прирост по сравнению с 2023-м - 6,3%). Граждан Таджикистана - 62 тысячи (на 14,6% больше, чем за январь-июль 2023-го), Киргизии - 22 тысячи человек (рост 12,8%).
Очевидно, что сокращение штатов такси и служб доставки в связи с дополнительной нагрузкой на оставшихся спровоцирует рост цен.
- Но я бы не ждал сильного подорожания после ввода запретов. Возможно, на пять-семь процентов. Например, если агрегаторы такси начнут поднимать цены, их услугами просто перестанут пользоваться, - предположил в разговоре с 47news Петр Арефьев, доцент кафедры экономической теории Факультета международных экономических отношений Финансового университета при правительстве РФ. - В целом разница зарплат в такси и службах доставки для граждан России и мигрантов отличалась примерно в два раза. Сейчас разница - примерно на 20-30 процентов.
47news поинтересовался национальной градацией рабочих у представителей профессиональных сервисов и прогнозами на рост цен. В основном нас просили не ждать ответов.
Собеседник в Финансовом университете добавил о возможных причинах ограничений. Запреты на работу иностранцев могут быть одним из инструментов новой миграционной политики.
- Не секрет, что в сфере трудоустройства иностранных рабочих растет коррупционная составляющая. Получить патент сейчас не составляет большого труда. Видимо, власти хотят изучить последствия, действия рабочих. Ограничения вводятся до конца года, но могут быть и продлены, - прокомментировал Арефьев. - Я бы смотрел на происходящее с точки зрения позитивных изменений. Например, очевидно должна вырасти безопасность пассажирских перевозок. Особенно в сегменте эконом-класса, где 60-70 процентов шоферов - иностранцы.
Летом 2024-го губернатор Ленобласти вводил запрет на работу в такси иностранцев. Он касался граждан Узбекистана, Таджикистана, Молдовы, Азербайджана. О продлении ограничений не сообщалось. В целом сложно устроиться шоферами гражданам Армении - их права не признаются в России. К ноябрю прошлого года в Саратовской области была запрещена работа мигрантов в сферах перевозок, доставки, общепита, розничной торговли продуктами. Мы также рассказывали о росте популярности профессии курьера. Из требований – смартфон и навыки езды на велосипеде. Работать можно в любое время дня и ночи. Зарплата доходит до 200 тысяч. И это с официальным трудоустройством с первого дня.
Экономист Арефьев в беседе с 47news заметил, что в целом сфера доставки продуктов и готовых блюд пользуется популярностью и у россиян. Они могут заполнить освободившиеся вакансии. При этом у соотечественников больше знаний правил дорожного движения и в целом выше юридическая грамотность.
- В среде курьеров создаются своего рода анклавы, когда представители одной диаспоры объединяются для работы курьерами, приобретают электрический самокат, устанавливают моторы повышенной мощности, - объяснил эксперт. - До недавнего времени максимальным наказанием для них было выдворение. При этом через некоторое время можно было вернуться, получить новый патент и снова работать.
Система патентов внедрялась в 2015-м для упрощенного трудоустройства иностранцев. Работодателей мотивировали тем, что не нужно получать разрешение на привлечение иностранных работников и тратить на это дополнительные ресурсы. Ожидалось, что патенты снизят риски бизнеса в контексте миграционного законодательства.
В постановлении губернатора Петербурга прописан новый порядок работы с курьерами. Формируется реестр с присвоением идентификационного номера, в нем набор из десятка параметров от имени до сведений о SIM-картах и справки от психиатра. Об изменениях нужно уведомлять в течение трех дней. Также с 1 июля в центре Петербурга доставщикам запретят движение на эдектросамокатах и других средствах индивидуальной мобильности со скоростью выше 15 километров в час.
Не секрет, работу с мигрантами ужесточили после теракта в "Крокус Сити Холле". В МВД создали службу по вопросам гражданства и регистрации иностранцев, возглавил ее человек из Петербурга. Также начал работать реестр контролируемых лиц. При попадании в него, иностранцам в том числе запрещается регистрировать брак. Готовится внедрение цифровых профилей мигрантов, чтобы отслеживать перемещения, введено ограничение на прием в школы детей. Полицией проводятся регулярные рейды. В Петербурге один из последних масштабных проводился в марте и был связан с электровелосипедами – поводом стал рост популярности такого транспорта у курьеров. Итог - 210 тысяч иностранцев в Петербурге, по данным Смольного на март 2025 года.
- Можно ли предположить, в какие сферы пойдут освободившиеся мигранты? Кроме строительства, там ведь тоже замедление, - спросил 47news Петра Арефьева.
- Привыкшие к высокому заработку, скорее всего, будут ориентироваться на работу упаковщиками на складах маркетплейсов, там тоже весьма приличные зарплаты (в среднем 6000-6500 рублей за смену - ред.). Остальные на стройки. Возможно, кто-то поедет на родину. Но практика показывает, что, оказавшись в России, по своей воле обратно не возвращаются.
Менее благостно настроены в Яндексе. Представители компании ожидают, что ограничение станет еще одним серьезным барьером для входа водителей на рынок.
"Инициатива негативно повлияет на качество и доступность услуг такси, а также доставки продуктов и товаров для жителей Санкт-Петербурга. Существенное сокращение числа водителей в моменте в среднем приведет к росту цен на поездки на 10-15%. А кратно растущий спрос на доставку и снижение количества курьеров увеличит стоимость доставки более чем в два раза" , - спрогнозировали нам в Яндекс Такси.